Письмо ФНС России от 16.08.2012 N ЕД-4-3/13603@

Если в течение налогового периода социальный вычет использован не полностью, его остаток на последующий период не переносится.

Вопрос: Об отсутствии оснований для переноса остатка социального налогового вычета по НДФЛ на последующие налоговые периоды.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 16 августа 2012 г. N ЕД-4-3/13603@

Федеральная налоговая служба по вопросу получения социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц сообщает следующее.

В соответствии с "п. 3 ст. 210" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная "п. 1 ст. 224" Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных "ст. ст. 218" - "221" Кодекса, с учетом особенностей, установленных гл. 23 Кодекса.

"Статьей 219" Кодекса определен перечень социальных налоговых вычетов, сумма которых уменьшает налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

При этом "п. 2 ст. 219" Кодекса установлено, что социальные налоговые вычеты, указанные в "пп. 2" - "5 п. 1 данной статьи" Кодекса, предоставляются в размере фактически произведенных расходов; но в совокупности не более 120 000 руб. в налоговом периоде.

Кроме того, в соответствии с "абз. 4 пп. 3 п. 1 ст. 219" Кодекса по дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации сумма социального налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов.

Возможность переноса остатка налогового вычета по налогу на доходы физических лиц должна быть прямо предусмотрена в соответствующих статьях "гл. 23" Кодекса.

Так, "абз. 28 пп. 2 п. 1 ст. 220" Кодекса определено, что, если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.

Аналогичной нормы по переносу на последующий налоговый период остатка социального налогового вычета "ст. 219" Кодекса не установлено.

При этом следует отметить, что социальные налоговые вычеты, предусмотренные "ст. 219" Кодекса, являются своеобразной формой участия государства в софинансировании социально значимых расходов физических лиц.

Освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из "ст. ст. 19" и "57" Конституции Российской Федерации принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.

В данном случае законодатель установил предельный размер применяемых социальных налоговых вычетов и не установил возможность переноса на последующий налоговый период остатка неиспользованного социального налогового вычета, превышающего установленный предельный размер.

Позиция по данному вопросу согласована с Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации.

Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

Советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации

2 класса

Д.В.ЕГОРОВ

16.08.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).