Письмо Минфина России от 16.08.2012 N 03-11-06/3/61

При оказании облагаемых ЕНВД услуг по обслуживанию и мойке автомобилей и осуществлении иной деятельности, облагаемой налогом в рамках другого режима, для расчета единого налога учитывается общее количество работников, оказывающих данные услуги, включая административно-управленческий и общехозяйственный персонал.

Вопрос: ОАО оказывает услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

Для исчисления суммы ЕНВД в отношении деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств используется физический показатель базовой доходности "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".

ОАО также сдает имущество в аренду. В отношении данного вида деятельности применяется УСН.

Количество работников составляет 20 человек согласно штатному расписанию, в том числе генеральный директор, заместитель генерального директора по правовым вопросам и маркетингу, начальник отдела по управлению персоналом, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер-кассир, начальник автоколонны, главный механик, водители автомобилей, слесари отдела главного механика, охранники.

Деятельность по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств будут осуществлять только два человека.

В каком порядке распределяется численность работников по виду деятельности, переведенному на уплату ЕНВД, и по виду деятельности, подлежащему налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН?

Каков порядок учета расходов при одновременном применении УСН и системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 августа 2012 г. N 03-11-06/3/61

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения положений "гл. 26.3" "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации при одновременном осуществлении налогоплательщиком предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках упрощенной системы налогообложения и единым налогом на вмененный доход, и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

"Статьей 346.26" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении в том числе предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

В соответствии со "ст. 346.29" Кодекса для исчисления суммы единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств используется физический показатель базовой доходности "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".

При этом указанный физический показатель предусмотрен в целях исчисления единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

Исходя из "ст. 346.27" Кодекса под количеством работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

Для определения среднесписочной (средней) численности работников с 1 января 2012 г. следует руководствоваться "Указаниями" по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(М) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденными Приказом Росстата от 24.10.2011 N 435.

Одновременно следует отметить, что согласно "п. 7 ст. 346.26" Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

В связи с этим налогоплательщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств и иную предпринимательскую деятельность, должен вести раздельный учет работников, занятых в предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и работников, занятых в иных видах предпринимательской деятельности.

Порядок распределения численности работников административно-управленческого и общехозяйственного персонала при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, по одному из которых уплачивается единый налог на вмененный доход и в качестве физического показателя используется "количество работников, включая индивидуального предпринимателя", "Кодексом" не определен.

Поэтому при осуществлении деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и при осуществлении предпринимательской деятельности, налогообложение которой осуществляется в рамках иного режима налогообложения, для расчета суммы единого налога на вмененный доход следует учитывать общее количество работников, занятых оказанием данных услуг, включая численность административно-управленческого и общехозяйственного персонала.

Кроме того, обращаем внимание, что согласно "п. 8 ст. 346.18" Кодекса налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с "гл. 26.3" Кодекса, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.

Следовательно, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, должны распределять общехозяйственные расходы в указанном выше порядке.

Согласно "п. 5 ст. 346.18" Кодекса при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

В целях применения указанного "пункта ст. 346.18" Кодекса распределение суммы расходов, не относящихся к конкретным видам деятельности, между различными видами деятельности осуществляется ежемесячно исходя из показателей выручки (дохода) и расходов за месяц.

При исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, суммы расходов, исчисленных по итогам месяца по удельному весу выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности, суммируются нарастающим итогом за период с начала налогового периода до отчетной даты.

Также сообщаем, что согласно "Положению" о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и "Регламенту" Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.

При этом в соответствии с "Положением" и "Регламентом", если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

16.08.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).