Письмо Минфина России от 15.08.2012 N 03-05-04-03/65

Госпошлина за выдачу бланков паспортов самоходных машин предприятиям-изготовителям не предусмотрена Налоговым кодексом РФ.

Вопрос: О вопросах уплаты госпошлины за выдачу бланков паспортов самоходных машин предприятиям-изготовителям, за выдачу временного разрешения на право управления транспортными средствами, а также за выдачу временного удостоверения на право управления самоходными машинами.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 августа 2012 г. N 03-05-04-03/65

В связи с письмом по вопросу уплаты государственной пошлины за выдачу бланков паспортов самоходных машин предприятиям-изготовителям, выдачу временных разрешений и временных удостоверений на право управления самоходными машинами Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

1. "Пунктом 2 ст. 8" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов (государственной пошлины) государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с "п. 2 ст. 333.16" Кодекса указанные в "п. 1 данной статьи" Кодекса органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса, иные платежи, за исключением государственной пошлины.

"Подпунктом 36 п. 1 ст. 333.33" Кодекса, в частности, предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию транспортного средства, связанную с выдачей паспорта транспортного средства их собственникам.

Согласно "Определению" Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2007 N 326-О-П исходя из "ст. ст. 8", "333.16" и "пп. 36 п. 1 ст. 333.33" Кодекса во взаимосвязи с иными положениями "Кодекса" следует, что государственная пошлина, будучи законно установленным сбором, является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнена выдача документов, включая паспорта на транспортные средства.

В Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2006 (дело "N 66-Г06-2" и дело "N 72-Г06-1") нормативные акты, устанавливающие размер платы, взимаемой органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, признаны недействующими в той мере, в какой предусмотренные в них действия могут быть отнесены к иным регистрационным действиям, связанным с выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные средства и прицепы, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства, так как установление субъектом Российской Федерации взимания региональных сборов за регистрационные действия, за совершение которых предусмотрена уплата государственной пошлины "пп. 36 п. 1 ст. 333.33" Кодекса, является незаконным. После введения в действие "гл. 25.3" "Государственная пошлина" Кодекса субъект Российской Федерации утратил право на определение размеров и взимание сборов за вышеуказанные действия.

Что касается иных видов платежей (например, взимание сборов за проведение государственного технического осмотра машин, за оценку технического состояния и определение остаточного ресурса поднадзорных машин и оборудования по запросам владельцев, государственных и других органов, за участие в комиссиях по рассмотрению претензий владельцев поднадзорных машин и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники), то возможность их установления региональными органами власти установлена "Постановлением" Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 N 1291. При этом данные платежи не являются аналогичными предусмотренным "Кодексом" действиям, за которые уплачивается государственная пошлина. Платежи за совершение данных действий являются неналоговыми доходами региональных бюджетов, и их взимание не противоречит "Кодексу".

Таким образом, государственная пошлина, будучи законно установленным сбором, является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств, в том числе и с выдачей паспортов на транспортные средства его собственникам.

Уплата государственной пошлины за выдачу бланков паспортов самоходных машин предприятиям-изготовителям не предусмотрена, поскольку выдача бланков документов (паспортов) не относится к юридически значимым действиям, подпадающим под понятие "государственная пошлина", установленное "Кодексом".

2. Согласно "пп. 45 п. 1 ст. 333.33" Кодекса за выдачу временного разрешения на право управления транспортными средствами, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, должна уплачиваться государственная пошлина в размере 500 руб.

На основании "пп. 6 п. 1" и "п. 3 ст. 333.18" Кодекса государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение юридически значимых действий либо до подачи соответствующих документов. "Пунктом 3 указанной статьи" Кодекса определен документ, которым подтверждается факт уплаты государственной пошлины.

В частности, факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Что касается "Постановления" Правительства Российской Федерации от 12.07.1999 N 796, то, по мнению Департамента, оно должно применяться в части уплаты государственной пошлины за выдачу временного разрешения на право управления транспортными средствами с учетом норм "пп. 6 п. 1" и "п. 3 ст. 333.18" Кодекса.

3. "Подпунктом 43 п. 1 ст. 333.33" Кодекса установлена уплата государственной пошлины, в частности, за выдачу удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, в зависимости от используемых при изготовлении расходных материалов.

Уплата государственной пошлины за выдачу временного удостоверения на право управления самоходными машинами "гл. 25.3" "Государственная пошлина" Кодекса не предусмотрена.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

15.08.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).