Письмо Минфина России от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137

При исчислении транспортного налога категория транспортного средства определяется исходя из его типа и назначения, которые указаны в паспорте транспортного средства, на основании сведений, представляемых уполномоченными органами в налоговую инспекцию.

Вопрос: В "Письме" Минфина России от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15 указывается на зависимость ставки транспортного налога от таких критериев, как категория транспортного средства и мощность. "Конвенция" о дорожном движении, заключенная в г. Вене 08.11.1968, предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев (разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров), позволяющих отнести конкретное транспортное средство к соответствующей категории. "Пункт 5" Приложения 6 к Конвенции о дорожном движении не содержит понятий легкового транспортного средства и грузового транспортного средства, а для отнесения транспортного средства к той или иной категории учитывает такие критерии, как разрешенный максимальный вес и количество сидячих мест. Перевод категорий транспортных средств производится по "Приказу" МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005. Согласно сравнительной "таблице" в данном Приказе к категории "В" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо места водителя, не превышает 8, и они соответствуют в "таблице" позиции "М1". Транспортное средство ГАЗ-2217 (тип - автобус на 6 мест, категория "В", число пассажирских мест - 6, не считая места водителя, мощность двигателя - 140 л. с.) по ПТС имеет категорию "В". "Письмо" Минфина России от 28.12.2004 N 03-06-04-04/16 указывает, что автомобили категории "М1" относятся к легковым автомобилям. По какой ставке исчисляется транспортный налог в отношении транспортного средства ГАЗ-2217?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 августа 2012 г. N 03-05-06-04/137

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

В соответствии со "ст. 357" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно "ст. 358" Кодекса в качестве категорий транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили.

В целях администрирования транспортного налога согласно "ст. 362" Кодекса сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В "формах" сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (утв. Приказом ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@), предусмотрены показатели "тип транспортного средства" и "назначение (категория) транспортного средства".

Установленное "гл. 28" Кодекса распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным "Конвенцией" о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 (далее - Конвенция). "Конвенция", в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как легковые и грузовые автомобили, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.

Поскольку "Конвенция" ратифицирована "Указом" Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной "Конвенции".

В то же время при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать следующее.

В "п. 3 ст. 15" Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указано, что допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Так, документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является "паспорт" транспортного средства, подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства ("Постановление" Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").

Следовательно, тип транспортного средства, указанный в "паспорте" транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).

Согласно "Положению" о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, в "строке 4" "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной "Конвенцией". При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации "Конвенции" производится согласно указанному "Приказу" в соответствии со Сравнительной "таблицей" категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Так, например, согласно "Приложению 3" к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств к транспортным средствам категории "В" (по классификации "Конвенции" о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в "паспорте" транспортного средства категории "В" не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам.

В "третьей строке" "Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства согласно вышеназванному "Положению" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, фургон, цементовоз, кран" и т.п.

Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и "п. 26" Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в "строке 2" паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: "1" - легковой автомобиль; "7" - фургоны; "9" - специальные.

Таким образом, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в "паспорте" транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

13.08.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).