Письмо Минфина России от 10.08.2012 N 03-04-06/4-233

Доходы (расходы) при открытии или закрытии короткой позиции учитываются в целях НДФЛ при определении отдельной базы по данным операциям и не включаются в базу по предусмотренным ст. 214.1 НК РФ операциям, которые связаны с реализацией (приобретением) или выбытием ценных бумаг.

Вопрос: В соответствии с "п. п. 12" и "14 ст. 214.1" НК РФ налоговой базой по операциям признается положительный финансовый результат, то есть доходы от операций за вычетом соответствующих расходов. Налоговая база по каждой совокупности операций, указанных в "пп. 1" - "4 п. 1 ст. 214.1", определяется отдельно, то есть выделяются следующие налоговые базы по операциям купли-продажи в зависимости от вида актива:

- ценные бумаги, обращающиеся на ОРЦБ;

- ценные бумаги, не обращающиеся на ОРЦБ;

- ФИСС, обращающиеся на ОРЦБ;

- ФИСС, не обращающиеся на ОРЦБ.

Порядок определения каждой налоговой базы по операциям купли-продажи установлен.

"Статья 214.3" НК РФ устанавливает порядок исчисления налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами. Согласно "п. 6 ст. 214.3" НК РФ налоговая база по операциям РЕПО определяется как доходы в виде процентов по займам, полученные по операциям РЕПО, уменьшенные на расход в виде процентов по займам, уплаченных по операциям РЕПО. Таким образом, порядок определения налоговой базы по операциям РЕПО также однозначно установлен.

Одновременно в "п. п. 12" - "14 ст. 214.3" НК РФ устанавливаются особенности исчисления доходов и расходов по операциям, связанным с открытием короткой позиции по ценным бумагам в рамках операции РЕПО, а также указывается, что эти доходы и расходы учитываются в порядке, установленном "ст. 214.1". "Статья 214.3" НК РФ не содержит порядка исчисления отдельной налоговой базы по операциям, связанным с короткой позицией.

Кроме того, в "п. п. 12" - "13 ст. 214.3" НК РФ отмечается, что под открытием короткой позиции понимается реализация налогоплательщиком ценной бумаги при наличии обязательств по возврату ценных бумаг, полученных по первой части РЕПО, а закрытие короткой позиции осуществляется путем приобретения ценных бумаг. Это свидетельствует о квалификации в рамках "ст. 214.3" НК РФ коротких позиций как сделок купли-продажи ценных бумаг.

Дополнительно следует отметить экономическую однородность природы доходов и расходов, возникающих при реализации ценных бумаг, при закрытии как длинных, так и коротких позиций.

ЗАО (налоговый агент) полагает, что операции по открытию и закрытию коротких позиций (в рамках сделок РЕПО) в целях исчисления НДФЛ квалифицируются как операции купли-продажи ценных бумаг. Следовательно, доходы и расходы по коротким позициям, а также финансовый результат по ним учитываются при определении налоговой базы в порядке, установленном "ст. 214.1" НК РФ (в разрезе соответствующих категорий ценных бумаг), то есть отдельная налоговая база по коротким позициям не определяется.

Правомерна ли позиция ЗАО?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 августа 2012 г. N 03-04-06/4-233

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО о применении положений "ст. ст. 214.1" и "214.3" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и в соответствии со "ст. 34.2" Кодекса разъясняет следующее.

"Пунктом 14 ст. 214.3" Кодекса установлено, что по операциям, связанным с открытием (закрытием) короткой позиции, определяется налоговая база.

При этом доходы (расходы) налогоплательщика при реализации (приобретении) или выбытии ценной бумаги при открытии (закрытии) короткой позиции учитываются в порядке, установленном "ст. 214.1" Кодекса, на дату закрытия короткой позиции.

Применение порядка, установленного "ст. 214.1" Кодекса, означает, что при определении налоговой базы в соответствии с "п. 14 ст. 214.3" Кодекса используются те же правила, что и установленные в "ст. 214.1" Кодекса, с учетом их применения на дату закрытия короткой позиции.

Таким образом, доходы (расходы) при открытии (закрытии) короткой позиции учитываются при определении отдельной налоговой базы по данным операциям и не могут включаться налоговую базу по операциям с ценными бумагами, предусмотренную в "ст. 214.1" Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

10.08.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).