Письмо Минфина России от 09.08.2012 N 03-05-04-02/75

Порядок применения для целей налогообложения нормативной цены земли при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка Налоговым кодексом РФ не установлен.

Вопрос: О применении кадастровой стоимости и нормативной цены земли для целей исчисления земельного налога.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 августа 2012 г. N 03-05-04-02/75

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты земельного налога, внесения изменений в Налоговый "кодекс" Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии со "ст. 388" Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со "ст. 389" Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено "п. 1 ст. 388" Налогового кодекса.

Согласно "ст. 390" Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со "ст. 389" Налогового кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

На основании "п. 2 ст. 66" Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

"Пунктом 1 ст. 391" Налогового кодекса установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения ("п. 3 ст. 391" Налогового кодекса).

Согласно "п. 14 ст. 396" Налогового кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Одновременно отмечаем, что в соответствии с "п. 13 ст. 3" Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.

Правомерность применения нормативной цены земли для целей налогообложения в случае, когда кадастровая стоимость не определена, подтверждается положением "п. 7" Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54.

Между тем, учитывая, что вопрос о применении для целей налогообложения нормативной цены земли в случае отсутствия кадастровой стоимости земельного участка не урегулирован Налоговым "кодексом", он может быть рассмотрен в рамках работы, проводимой по совершенствованию "гл. 31" "Земельный налог" Налогового кодекса.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

09.08.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).