Письмо Минфина России от 03.08.2012 N 03-02-07/1-196

В случае признания неправомерным решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика инспекция обязана определить моменты начала и окончания начисления процентов и размер процентной ставки исходя из положений Налогового кодекса РФ.

Вопрос: Налоговым органом неправомерно приостановлены операции по счетам организации за непредставление налоговой декларации по налогу, по которому организация не является налогоплательщиком.

В соответствии с "п. 9.2 ст. 76" Налогового кодекса РФ в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.

Расчет процентов в указанной ситуации должен осуществляться в отношении остатка денежных средств, находящихся на счетах организации на конец операционного дня.

Вправе ли налоговый орган произвольно определять остаток денежных средств, на который начисляются проценты в соответствии с "п. 9.2 ст. 76" НК РФ, в данном случае? В каком порядке должны быть начислены проценты, если решение об отмене приостановления операций по счету получено банком после завершения операционного дня?

Согласно "п. 7 ст. 76" НК РФ приостановление операций по счетам действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций.

Налоговый орган направил в банк, в котором были приостановлены операции по счету организации, письмо о приостановлении действия решения о приостановлении операций по счетам организации, решение об отмене приостановления операций по счетам налоговый орган в банк не направлял.

Отменяется ли в указанной ситуации действие решения налогового органа о приостановлении операций по счетам?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 августа 2012 г. N 03-02-07/1-196

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения "ст. 76" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

Согласно "пп. 5 п. 1 ст. 31" Кодекса налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном Кодексом.

В соответствии с "п. 3 ст. 76" Кодекса решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

В этом случае приостановление операций по счетам и переводов электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.

Согласно "п. 9.2 ст. 76" Кодекса в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

В соответствии с "п. 7 ст. 76" Кодекса приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств.

"Абзацем 2 указанного пункта" прямо предусмотрено, что момент получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке определяется одновременно датой и временем.

Согласно "п. 2" Порядка направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств на бумажном носителе, утвержденного Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@, моментом получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств, принятого в соответствии со "ст. 76" Кодекса, являются:

- для решения, направленного в банк заказным почтовым отправлением, - дата и время, указанные в уведомлении о вручении;

- для решения, врученного под расписку представителю банка, - дата и время, указанные в отметке о принятии решения.

При направлении в банк решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств в электронной форме дата и время его получения банком определяются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Таким образом, "Кодексом" определены как момент начала начисления процентов и окончания их начисления, так и размер процентной ставки, что не позволяет налоговым органам определять вышеуказанные параметры иным произвольным способом.

Правила исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, регулируются "ст. 6.1" Кодекса.

Понятие "операционный день" при применении "ст. 76" Кодекса не используется.

"Кодексом" не предусмотрено письмо о приостановлении действия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

03.08.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).