Письмо Минфина России от 03.08.2012 N 03-07-08/233

Если филиал иностранной организации, зарегистрированный в России, передает иностранным компаниям, не осуществляющим деятельность в РФ, права на использование программ для ЭВМ, а также оказывает услуги по технической поддержке таких программ, указанные операции не облагаются НДС в России.

Вопрос: О применении НДС в отношении услуг по передаче иностранным организациям прав на использование программ для электронных вычислительных машин и технической поддержке таких программ, оказываемых филиалом иностранной организации в РФ, состоящим на учете в российском налоговом органе.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 августа 2012 г. N 03-07-08/233

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по передаче иностранным организациям прав на использование программ для электронных вычислительных машин и технической поддержке таких программ, оказываемых филиалом иностранной организации в Российской Федерации, состоящим на учете в российском налоговом органе, и сообщает.

В соответствии с "пп. 1 п. 1 ст. 146" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен "ст. 148" Кодекса.

Согласно "пп. 4 п. 1" и "пп. 4 п. 1.1 ст. 148" Кодекса место реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав определяется по месту деятельности покупателя услуг. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги оказаны через это постоянное представительство.

Таким образом, в случае если организация, приобретающая указанные услуги, осуществляет деятельность за пределами территории Российской Федерации, местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается. Поэтому местом реализации услуг по передаче иностранным организациям прав на использование программ для электронных вычислительных машин, оказываемых филиалом иностранной организации в Российской Федерации, состоящим на учете в российском налоговом органе, территория Российской Федерации не признается.

"Пунктом 3 ст. 148" Кодекса предусмотрено, что, если организацией или индивидуальным предпринимателем выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг).

По нашему мнению, услуги по технической поддержке программ для электронных вычислительных машин, оказываемые российским налогоплательщиком иностранным организациям, приобретающим права на использование программ для электронных вычислительных машин, являются вспомогательными услугами по отношению к услугам по предоставлению прав на использование этих программ.

Учитывая изложенное, местом реализации вышеуказанных услуг по технической поддержке программ для электронных вычислительных машин территория Российской Федерации не признается и такие услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "Письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА

03.08.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).