Письмо Минфина России от 24.04.2012 N 03-03-06/1/204

С 2013 г. отменяется нулевая ставка налога на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предполагается, что данная отмена будет стимулировать переход указанных налогоплательщиков на уплату ЕСХН, поскольку этот спецрежим более других учитывает особенности ведения сельского хозяйства.

Вопрос: О введении антидемпинговых механизмов для поставщиков продовольствия из свободных экономических зон Республики Беларусь; об отсутствии оснований для продления срока действия ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 апреля 2012 г. N 03-03-06/1/204

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о мерах государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

1. По предложению о введении антидемпинговых механизмов для поставщиков продовольствия из свободных экономических зон Республики Беларусь в целях защиты российского продовольственного рынка необходимо отметить, что внутри созданного Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией Таможенного союза применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер регулируется "Соглашением" о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25.01.2008.

Указанное "Соглашение" регулирует отношения, возникающие в связи с импортом товаров, происходящих с таможенной территории третьих стран и предназначенных для таможенной территории указанных государств (сторон).

Учитывая изложенное, предложение о введении антидемпинговых механизмов для поставщиков продовольствия из Республики Беларусь должно рассматриваться в Евразийской экономической комиссии.

2. Относительно предложения о продлении срока действия ставки налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере 0 процентов сообщаем следующее.

"Статьей 2.1" Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон) налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, установлена в следующем размере:

в 2004 - 2012 гг. - 0 процентов;

в 2013 - 2015 гг. - 18 процентов;

начиная с 2016 г. - в соответствии с "п. 1 ст. 284" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено поэтапное выравнивание условий налогообложения деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей с условиями налогообложения деятельности других хозяйствующих субъектов.

При этом на протяжении десяти лет прибыль, получаемая сельскохозяйственными товаропроизводителями, облагается по ставке налога 0%. Прибылью в целях "гл. 25" "Налог на прибыль организаций" Кодекса признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Кодекса и включают любые обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления направленной на получение дохода деятельности.

В соответствии со "ст. 284" Кодекса законами субъектов Российской Федерации может быть понижена до 13,5% налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, для отдельных категорий налогоплательщиков.

Кроме того, налогоплательщики - сельскохозяйственные организации промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты) в целях налогообложения прибыли в отношении собственных амортизируемых основных средств вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, не выше 2.

Необходимо отметить, что одной из мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей является предусмотренный "гл. 26.1" "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Кодекса специальный налоговый режим, который предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период ("п. 3 ст. 346.1" Кодекса). В течение 2011 - 2014 гг. применяются пониженные тарифы страховых взносов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих специальный налоговый режим - систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Таким образом, законодательством о налогах и сборах предусмотрены особенности налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, учитывающие особенности их деятельности.

Отмена начиная с 2013 г. ставки налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере 0 процентов создает дополнительные стимулы к переходу данных организаций на специальный налоговый режим "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)", наиболее учитывающий особенности и специфику сельскохозяйственного производства.

Отмечается, что за период 2008 - 2012 гг. в федеральном бюджете ежегодно увеличиваются объемы ассигнований на обеспечение развития сельского хозяйства в соответствии с Государственной "программой" развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. Всего на реализацию мероприятий указанной Государственной "программы" предусматривалось выделить ассигнования только из федерального бюджета в сумме 551,3 млрд руб., фактически выделено 655,1 млрд руб.

Основываясь на вышеизложенном и учитывая, что действие ставки налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере 0 процентов носило временный характер, Минфин России не поддерживает продление срока действия налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере 0 процентов.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

24.04.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).