Письмо Минфина России от 23.04.2012 N 03-05-05-01/22

Юрлицо, которому присвоен статус федерального научно-производственного центра, не вправе получить льготу по налогу на имущество организаций, установленную для государственных научных центров.

Вопрос: О применении "п. 15 ст. 381" НК РФ, предусматривающего освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций имущества государственных научных центров, в отношении ОАО, преобразованного из ФГУП, которому присвоен статус федерального научно-производственного центра.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 апреля 2012 г. N 03-05-05-01/22

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения льготы по налогу на имущество организаций по "п. 15 ст. 381" Налогового кодекса Российской Федерации в отношении имущества открытого акционерного общества, преобразованного из федерального государственного унитарного предприятия, которому присвоен статус федерального научно-производственного центра, и сообщает.

В соответствии с "п. 15 ст. 381" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождается от налогообложения налогом на имущество организаций имущество государственных научных центров.

Следовательно, в силу "Кодекса" условием предоставления указанной налоговой льготы является присвоение организации статуса государственного научного центра.

На основании "п. 2 ст. 5" Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) статус государственного научного центра может присваиваться Правительством Российской Федерации научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание.

"Порядок" присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации (далее - Порядок) утвержден Указом Президента Российской Федерации от 22.06.1993 N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации" (далее - Указ N 939), принятым в целях создания благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров.

"Пунктом 1" Порядка также установлено, что статус государственного научного центра Российской Федерации может присваиваться указанным в "п. 2 ст. 5" Федерального закона N 127-ФЗ предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, если результаты их научных исследований получили международное признание.

Кроме того, "Постановлением" Правительства Российской Федерации от 25.12.1993 N 1347 "О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации" (в ред. от 17.12.2010), принятым во исполнение "Указа" N 939, определено, что предприятия, учреждения и организации науки, высшие учебные заведения, которым присвоен статус государственного научного центра, считаются объектами науки федерального значения с особыми формами государственной поддержки и обеспечения их деятельности.

В отношении федеральных научно-производственных центров следует иметь в виду, что статус и цели создания этих центров и государственных научных центров различны, поскольку "Порядок" присвоения статуса федерального научно-производственного центра, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 983 (далее - Постановление N 983), принят в целях реализации реформы оборонной промышленности, направленной на концентрацию ресурсов военного научно-технического и промышленного потенциала.

Что касается судебно-арбитражной практики по указанному вопросу, то Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном "письме" от 17.11.2011 N 148 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что положения "п. 15 ст. 381" Кодекса не содержат указания на то, что данная льгота распространяется только на те государственные научные центры, которые приобрели названный статус в соответствии с "Указом" N 939.

В то же время Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (Определение от 07.09.2009 N ВАС-10757/09 по делу N А40-61988/08-87-237), отказывая предприятию оборонного комплекса в удовлетворении заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора, в "мотивировочной части" обосновывает свою позицию с учетом норм "п. 15 ст. 381" Кодекса, "п. 2 ст. 5" Федерального закона N 127-ФЗ, "Указа" N 939, а также на основании ""Распоряжения" Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 1769-р, в соответствии с которым в числе предприятий, учреждений и организаций, имеющих статус государственного научного центра, заявитель не значится".

Учитывая изложенное, а также то, что "Кодексом" прямо предусмотрено предоставление льготы по налогу на имущество организаций государственным научным центрам, льгота по налогу на имущество организаций по "п. 15 ст. 381" Кодекса, по мнению Департамента, не распространяется на организации, которым присвоен статус федерального научно-производственного центра.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

23.04.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).