Письмо Минфина России от 20.04.2012 N 03-07-11/121

Если пожертвования, полученные общественной организацией на реализацию уставных задач, направлены на достижение общеполезной цели и такая организация ведет раздельный учет указанных поступлений, то данные суммы не облагаются налогом на прибыль. В иных случаях эти пожертвования учитываются в составе внереализационных доходов.

Вопрос: Основной вид деятельности некоммерческой организации (НКО) - деятельность прочих общественных организаций. НКО заключила договор с коммерческой организацией и ежемесячно получает денежные средства на осуществление уставной деятельности с формулировкой "Целевой взнос на осуществление уставной деятельности. НДС не облагается". Иное использование денежных средств договором не предусмотрено.

Полученные средства расходуются НКО согласно утвержденной смете - на оплату труда, налоги, аренду помещения, связь, содержание офиса, командировочные расходы. Иных доходов и расходов НКО не имеет, предпринимательской деятельности не ведет.

Подлежат ли учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль и НДС данные денежные средства?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 апреля 2012 г. N 03-07-11/121

В связи с письмом о применении налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость в отношении денежных средств, получаемых некоммерческой организацией от коммерческой организации на осуществление уставной деятельности, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

В соответствии с "п. 8 ст. 250" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг, имущественных прав), за исключением случаев, указанных в "ст. 251" Кодекса, признаются внереализационными доходами.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены "ст. 251" Кодекса, и их перечень является исчерпывающим.

Целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены в "п. 2 ст. 251" Кодекса. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Так, "пп. 1 п. 2 ст. 251" Кодекса предусмотрено, что к целевым поступлениям относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским "кодексом" Российской Федерации (далее - ГК РФ).

"Статьей 582" ГК РФ установлено, что пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в "ст. 124" ГК РФ.

Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено использованием жертвователем этого имущества по определенному назначению. При этом назначение использования имущества, обусловленное жертвователем, должно отвечать критерию направленности на достижение общеполезной цели, необходимому для признания имущества пожертвованием в смысле, придаваемом "ГК" РФ.

На основании "ст. 7" Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон) одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественная организация.

Согласно "ст. 8" Закона общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

"Статьей 31" Закона определено, что имущество общественного объединения формируется в том числе на основе вступительных взносов и пожертвований.

К расходам на ведение уставной деятельности относятся расходы, направленные на осуществление деятельности, обозначенной в уставе общественного объединения в качестве цели и предмета ее деятельности.

Таким образом, пожертвования, полученные общественной организацией на реализацию ею уставных задач, признаются целевыми поступлениями, не подлежащими налогообложению налогом на прибыль организаций, только в том случае, если полученные средства направлены на достижение общеполезной цели и организация ведет раздельный учет таких поступлений.

В иных случаях поступления в пользу общественной организации учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в качестве безвозмездно полученного имущества в составе внереализационных доходов на основании "п. 8 ст. 250" Кодекса.

Что касается налога на добавленную стоимость, то на основании "пп. 2 п. 1 ст. 162" Кодекса денежные средства, полученные налогоплательщиком и не связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "Письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

20.04.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).