Письмо Минфина России от 17.04.2012 N 03-07-11/115

Если оплата имущества, реализуемого по решению суда при проведении процедуры банкротства, перечислена продавцу до 1 октября 2011 г., а право собственности на это имущество перешло к покупателю после указанной даты, то покупатель не является налоговым агентом по НДС.

Вопрос: Об отсутствии оснований для признания в соответствии с "п. 4.1 ст. 161" НК РФ налоговым агентом по НДС покупателя при приобретении им имущества должника, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротом, в случае, если покупатель оплатил стоимость данного имущества с учетом НДС до 1 октября 2011 г.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 апреля 2012 г. N 03-07-11/115

В связи с письмом по вопросам уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества должника, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротом, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В соответствии с "п. 4.1 ст. 161" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон) с 1 октября 2011 г. при реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Согласно данному "п. 4.1 ст. 161" Кодекса налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Таким образом, обязанность по исчислению суммы налога на добавленную стоимость у покупателей - налоговых агентов возникает при перечислении ими денежных средств в оплату приобретаемого имущества. При этом на основании "ст. 174" Кодекса уплату налога в бюджет следует производить по итогам каждого налогового периода исходя из суммы налога, исчисленной за истекший налоговый период, равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Как следует из письма, имущество должника, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротом, оплачено покупателем с учетом налога на добавленную стоимость до 1 октября 2011 г., то есть до вступления в силу "Закона".

Согласно "п. 4 ст. 161" Кодекса в редакции, действовавшей до 1 октября 2011 г., при реализации на территории Российской Федерации имущества, реализуемого по решению суда при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определялась налоговыми агентами, которыми признавались органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Учитывая изложенное, покупатель указанного имущества, оплативший стоимость имущества с налогом на добавленную стоимость до 1 октября 2011 г. организации или индивидуальному предпринимателю, уполномоченным осуществлять его реализацию, не является налоговым агентом, предусмотренным "п. 4.1 ст. 161" Кодекса, независимо от того, что право собственности на указанное имущество от продавца к покупателю переходит после 1 октября 2011 г., то есть после вступления в силу "Закона".

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "Письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА

17.04.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).