Письмо Минфина России от 12.04.2012 N 03-02-07/1-91

Налогоплательщик вправе обратиться в инспекцию для выяснения даты приема почтой реестра почтовых отправлений, а также сообщить инспекции о том, что требование об уплате налога им не получено.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства по оказанию услуг почтовой связи, в частности по доставке заказным письмом требования об уплате налога, налогоплательщик может предъявить оператору почтовой связи претензии в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221).

Вопрос: "Пунктом 6 ст. 69" НК РФ установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Доставка заказного письма осуществляется с помощью должностного лица налогового органа, работника почты, самого адресата, а также, возможно, с помощью других лиц.

1. Какими доказательствами подтверждается факт получения заказного письма адресатом? Каков порядок исполнения указанной в требовании обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафа, в случае если адресат не получил заказное письмо из-за ненадлежащего исполнения обязательств должностным лицом налогового органа или работником почты?

2. Признается ли адресат виновным в совершении налогового правонарушения, в случае если он не исполнил обязанность по уплате налога, сбора, пени, штрафа из-за ненадлежащего исполнения обязательств должностным лицом налогового органа или работником почты?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12 апреля 2012 г. N 03-02-07/1-91

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросам об исполнении организацией-налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, соответствующих пеней и штрафов и сообщается следующее.

1. В соответствии с "п. 1 ст. 45" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, а также для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных "Кодексом".

Способы передачи (направления) организации-налогоплательщику требования об уплате налога указаны в "п. 6 ст. 69" Кодекса.

В случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом это требование считается полученным в силу "п. 6 ст. 69" Кодекса по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.

Согласно "Правилам" оказания услуг почтовой связи, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, заказные отправления относятся к регистрируемым, которые принимаются от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаются адресату (его законному представителю) с его распиской в получении.

Налогоплательщик вправе получить у налогового органа информацию о дате приема почтой от налогового органа реестра почтовых отправлений, а также сообщить налоговому органу о неполучении требования.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь таких услуг вправе предъявить оператору почтовой связи претензию в порядке, установленном в соответствии с "Правилами" оказания услуг почтовой связи, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Взыскание налога с организации производится в соответствии со "ст. ст. 46" и "47" Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок (в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога).

2. В соответствии со "ст. 106" Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность.

"Пунктом 3 ст. 108" Кодекса установлено, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

Согласно "п. 6 указанной статьи" Кодекса лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения ("п. 2 ст. 109" Кодекса).

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело ("пп. 4 п. 1 ст. 111" Кодекса).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

12.04.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).