Письмо Минфина России от 11.04.2012 N 03-02-07/1-89

Организация вправе подать в ФНС России заявление о предоставлении отсрочки по уплате федеральных налогов и пеней не более чем на один год. При этом необходимо подтвердить соответствующими документами основания для ее предоставления, а также подать иные документы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Вопрос: Согласно положениям "п. 1 ст. 64" НК РФ налогоплательщику предоставляется отсрочка или рассрочка по уплате налога, которая представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей главой, на срок, не превышающий один год, соответственно, с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Согласно "п. 2 указанной статьи" отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка.

В частности, отсрочка может быть предоставлена организациям, осуществляющим сезонные работы. К таким организациям, в частности, относятся и организации ЖКХ.

Основным видом деятельности ОАО является производство тепловой энергии. Тепловая энергия реализуется ее потребителям исключительно в отопительный период и оплачивается такими потребителями до 10-го числа периода, следующего за расчетным ("Порядок" расчетов за тепловую энергию и природный газ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 294), при условии исполнения обязательства в установленный договором срок.

По состоянию на 31.12.2011 у организации образовалась задолженность в связи с фактом неоплаты бюджетными учреждениями и населением области полученной за 2011 г. тепловой энергии. Фактически ОАО указанную сумму денежных средств не получило, в связи с чем у поставщика услуг отсутствуют свободные денежные средства для уплаты НДС.

Основной массой потребителей ОАО являются бюджетные учреждения, которые производят расчет за тепловую энергию в рамках доведенных лимитов, а при отсутствии денежных средств не подлежат отключению в общем порядке. Указанные обстоятельства заставляют организацию обращаться в суд, что увеличивает период поступления денежных средств еще на срок от 6 месяцев до 10 месяцев.

Помимо бюджетных учреждений потребителями тепловой энергии также является население, взыскание задолженности за услуги, потребленные указанной категорией абонентов, производится только в судебном порядке, а исполнение решений только через судебных приставов. Срок возврата денежных средств, взысканных с населения, достигает трех лет.

В настоящее время ОАО обратилось в финансовый орган субъекта РФ с требованием погасить задолженность бюджетных учреждений, а также предоставить субсидию для приобретения топлива, необходимого для безаварийной работы организации.

У организации имеются акты сверок взаимных расчетов с подтвержденными суммами неполученных средств, подписанные со стороны бюджетных учреждений.

"Статьей 64.1" НК РФ установлено, что отсрочка по уплате федеральных налогов предоставляется при наличии задолженности по налогам свыше 10 млрд руб. и если ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

Общий годовой доход ОАО по начисленным платежам не превышает 500 млн руб., и сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, при единовременной ее уплате приведет к дестабилизации финансового состояния организации, а также невозможности оплаты труда работников организации, что создаст социальную дестабилизацию в области и повышение уровня безработицы.

Может ли организация в связи с оказанием сезонных услуг получить отсрочку по уплате налогов и пеней сроком до одного года?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 апреля 2012 г. N 03-02-07/1-89

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о предоставлении отсрочки по уплате налогов и пеней сроком до одного года и сообщает следующее.

Порядок и условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов установлены "гл. 9" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Органом, уполномоченным на принятие решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов (за исключениями, указанными в "п. 1 ст. 63" Кодекса) на срок, не превышающий один год, является ФНС России.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в "п. 2 ст. 64" Кодекса.

Согласно "пп. 5 п. 2 ст. 64" Кодекса отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носят сезонный характер.

В "Перечень" сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, который утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.1999 N 382, жилищно-коммунальное хозяйство не включено.

Поэтому организациям жилищно-коммунального хозяйства не может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате налога по основанию, указанному в "пп. 5 п. 2 ст. 64" Кодекса.

Наличие основания, предусмотренного в "пп. 3 п. 2 ст. 64" Кодекса, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного ФНС России в соответствии с "Методикой" проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 18.04.2011 N 175.

Кроме того, отсрочка (рассрочка) по уплате налога по указанным основаниям может быть предоставлена на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.

В соответствии с "п. п. 19" - "21" Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа, утвержденного Приказом ФНС России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ (зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2010 N 18836), изменение срока уплаты налога может быть обеспечено залогом имущества в соответствии со "ст. 73" Кодекса либо поручительством в соответствии со "ст. 74" Кодекса, если иное не предусмотрено "Кодексом". Договор поручительства либо договор залога со стороны налогового органа заключается управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения заинтересованного лица. Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель либо залогодатель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (рекомендуемые образцы заявлений приведены в "Приложениях N N 8" и "9" к указанному Порядку).

Таким образом, по вопросу о предоставлении отсрочки по уплате федеральных налогов и пеней на срок, не превышающий один год, при наличии соответствующего основания организация вправе обратиться в ФНС России с представлением документов, подтверждающих это основание, и других документов, предусмотренных "п. п. 5" и "5.1 ст. 64" Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

11.04.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).