Письмо Минфина России от 06.04.2012 N 03-08-05

Прибыль литовской компании от международных автомобильных перевозок подлежит налогообложению в России, если в результате указанной деятельности у данной компании на территории РФ создается постоянное представительство.

Вопрос: Об отсутствии оснований для налогообложения налогом на прибыль в РФ доходов литовской организации от международных перевозок автомобильным транспортом и об отсутствии оснований для исполнения обязанностей налогового агента российской организацией, выплачивающей доход литовской организации, в случае если деятельность литовской организации не приводит к образованию постоянного представительства на территории РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 апреля 2012 г. N 03-08-05

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с запросом по вопросу налогообложения доходов литовской компании от международных перевозок автомобильным транспортом сообщает следующее.

В случае если иностранная организация, осуществляющая международную перевозку, является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у Российской Федерации заключено действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, в силу "ст. 7" Налогового кодекса Российской Федерации положения соответствующего международного договора имеют приоритет над нормами национального законодательства в области налогов и сборов.

В связи с тем что положения "ст. 8" "Прибыль от международных перевозок" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 29.06.1999 (далее - Соглашение) не распространяются на прибыль предприятия от перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом, то применение данной "статьи" при налогообложении прибыли такого предприятия неправомерно.

Однако согласно "ст. 7" "Прибыль от предпринимательской деятельности" Соглашения прибыль предприятия одного государства подлежит налогообложению только в этом государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность вышеуказанным образом, то прибыль предприятия может облагаться налогом в этом другом государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

Таким образом, при налогообложении прибыли литовской компании от международных автомобильных перевозок применяются положения "ст. 7" Соглашения. Следовательно, в Российской Федерации налогообложение прибыли литовской компании от указанных международных перевозок осуществляется только в случае, если такого рода предпринимательская деятельность литовской компании приведет к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации.

При применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Таким образом, если деятельность иностранной организации не приводит к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации, то доходы этой организации не подлежат налогообложению налогом на прибыль в Российской Федерации и у российской организации, выплачивающей доход иностранной организации, не возникает обязанности налогового агента.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "Письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА

06.04.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).