Письмо ФНС России от 04.04.2012 N 11-2-04/0074@

Разъяснен порядок обложения транспортным налогом буксирных судов.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 4 апреля 2012 г. N 11-2-04/0074@

ОБ ИСЧИСЛЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

В ОТНОШЕНИИ БУКСИРНЫХ СУДОВ

Управление имущественных налогов Федеральной налоговой службы направляет "разъяснения" Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2012 N 03-05-04-04/10 по вопросу непризнания объектами налогообложения транспортным налогом пассажирских и грузовых морских, речных судов всех типов (включая буксиры), находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

И.о. начальника

Управления имущественных налогов

Н.П.ФИЛАМОФИТСКАЯ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 марта 2012 г. N 03-05-04-04/10

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения "подпункта 4 пункта 2 статьи 358" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении буксирных судов (буксиров) и с учетом мнения Министерства транспорта Российской Федерации ("письмо" от 06.03.2012 N 05-10-713 прилагается) сообщает.

Согласно "подпункту 4 пункта 2 статьи 358" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не являются объектом налогообложения по транспортному налогу пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Указанная налоговая преференция предоставляется организации и индивидуальному предпринимателю в отношении предназначенных для перевозки соответственно пассажиров и грузов пассажирских и грузовых морских, речных судов всех типов (включая буксиры), находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), если пассажирские и грузовые перевозки являются основным видом деятельности организации.

Аналогичный порядок применения "подпункта 4 пункта 2 статьи 358" Кодекса определен "пунктом 17.2" Методических рекомендаций по применению "главы 28" "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что согласно Общероссийскому "классификатору" основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94, утвержденному "постановлением" Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 359, к водным транспортным средствам согласно подразделу "Средства транспортные" относятся: средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, - подвижной состав водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры, суда лоцманские и пр.).

Согласно "пункту 8" "Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620, понятие "грузовое судно" - означает любое судно, не являющееся пассажирским судном.

Аналогичные понятия грузового и пассажирского судов содержатся в Главе I Правила 2 приложения к Международной "конвенции" об охране человеческой жизни на море 1974 года, участницей которой является Российская Федерация.

Директор Департамента

И.В.ТРУНИН

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 марта 2012 г. N 05-10-713

Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России рассмотрел в пределах своей компетенции письмо по вопросу отнесения буксирных судов (буксиров) к грузовым судам, а также приложенное к нему письмо ФНС России в отношении применения "подпункта 4 пункта 2 статьи 358" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в соответствии с которым не являются объектом налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, - к буксирным судам (буксирам), и сообщает следующее.

Необходимо отметить, что в "статье 358" НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признаются объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим характеристикам ("статья 38" НК РФ), и объект зарегистрирован в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно "статье 357" НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со "статьей 358" НК РФ, если иное не предусмотрено данной "статьей".

Учитывая, что перечень водных транспортных средств является открытым, а понятие "грузовое судно" в "НК РФ" не содержится, в силу "пункта 1 статьи 11" НК РФ, при применении льготы по транспортному налогу, предусмотренной "подпунктом 4 пункта 2 статьи 358" НК РФ, следует исходить из терминов и понятий, данных в других отраслях законодательства Российской Федерации.

В частности, в соответствии с Общероссийским "классификатором" основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94, утвержденным "постановлением" Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 359, к водным транспортным средствам согласно подразделу "Средства транспортные" относятся средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, - подвижной состав водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры, суда лоцманские и пр.).

Согласно "пункту 8" "Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620, понятие "грузовое судно" означает любое судно, не являющееся пассажирским, соответственно "пассажирское судно" означает судно, предназначенное для перевозки и перевозящее более 12 пассажиров.

Аналогичные понятия грузового и пассажирского судов содержатся в Главе I Правила 2 приложения к Международной "конвенции" об охране человеческой жизни на море 1974 года, участницей которой является Российская Федерация.

Также считаем необходимым отметить, что в соответствии с "пунктом 17.2" "Методических рекомендаций по применению "главы 28" "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных приказом МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года N БГ-3-21/177 (действующим в настоящее время без изменений), необходимыми и достаточными документами, подтверждающими, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются: положения учредительных документов, предусматривающих перевозку в качестве цели создания организации, а также наличие действующих лицензий на осуществление таких перевозок.

С учетом вышеизложенного полагаем, что конструкция "подпункта 4 пункта 2 статьи 358" НК РФ предусматривает для транспортных организаций морского и внутреннего водного транспорта применение льготы по транспортному налогу в отношении принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) пассажирских и грузовых морских, речных судов всех типов, включая буксиры, которые не являются объектом обложения транспортным налогом безотносительно привязки к конкретному типу судна, при условии наличия в учредительных документах организации положения о том, что основным видом ее деятельности является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, а также соответствующих действующих лицензий на право заниматься такой деятельностью.

Данный вывод поддержан Федеральным Арбитражным судом Северо-Западного округа в "постановлении" от 24 июля 2006 года по делу N А05-9115/2005-33, а также вытекает из "постановления" Федерального Арбитражного суда Московского округа от 11 июня 2009 г. N КА-А40/5271-09.

При этом обращаем внимание, что Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Министерство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в соответствии с "положением" о Министерстве транспорта Российской Федерации (далее - положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395.

Согласно данному "положению" Министерство не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

В связи с этим данное письмо не является официальным разъяснением положений законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента

государственной политики в области

морского и речного транспорта

К.Г.ПАЛЬНИКОВ

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).