Письмо ФНС России от 14.09.2011 N ЯК-4-8/14940@

После открытия конкурсного производства взыскание задолженности по текущим налоговым платежам должно производиться только из денежных средств налогоплательщика на счете в банке.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 14 сентября 2011 г. N ЯК-4-8/14940@

ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ МЕР

ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ

СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ НАЛОГОВЫМ

КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В ОТНОШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЙ,

НАХОДЯЩИХСЯ В КОНКУРСНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Федеральная налоговая служба в связи с многочисленными запросами территориальных налоговых органов, а также с учетом складывающейся отрицательной судебной практики по вопросу взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации за счет имущества организаций, в отношении которых открыто конкурсное производство, в соответствии со "статьей 47" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее.

В соответствии с разъяснениями, данными "Постановлением" Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Постановление N 59), с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено Федеральным "законом" от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) ("пункт 1 статьи 126" Закона о банкротстве).

Согласно "пункту 7 части 1 статьи 47" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в случае признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в "части 4 статьи 96" Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства при получении копии решения суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства ("часть 4 статьи 96" Закона об исполнительном производстве).

Если исполнительный документ (за исключением исполнительных документов, указанных в "части 4 статьи 96" Закона об исполнительном производстве, по которым исполнительное производство не оканчивается) поступает в службу судебных приставов после принятия судом решения о признании должника банкротом, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании "абзаца шестого пункта 1 статьи 126" Закона о банкротстве применительно к "пункту 8 части 1 статьи 31" Закона об исполнительном производстве.

В соответствии с "пунктом 16" Постановления N 59, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом исполнительное производство по исполнительным документам о взыскании задолженности по текущим платежам в силу "части 4 статьи 96" Закона об исполнительном производстве не оканчивается. Вместе с тем, судебный пристав-исполнитель не вправе совершать исполнительные действия по обращению взыскания на имущество должника, за исключением обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника в банке, в порядке, установленном "статьей 8" Закона об исполнительном производстве с соблюдением очередности, предусмотренной "пунктом 2 статьи 134" Закона о банкротстве.

Федеральным "законом" от 30.12.2008 N 296-ФЗ из "статьи 142" Закона о банкротстве исключены положения о том, что требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения реестровых требований кредиторов, имущества должника.

"Пунктом 41" Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 установлено, что требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, в соответствии с "абзацем пятым пункта 2 статьи 134" Закона о банкротстве относятся к текущим платежам четвертой очереди. Для взыскания таких платежей налоговый орган вправе на основании "статьи 46" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) направить в банк инкассовое поручение, которое подлежит исполнению банком с учетом очередности, установленной "пунктом 2 статьи 134" Закона о банкротстве.

При этом приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке в порядке "статьи 76" Кодекса в обеспечение исполнения принятого в соответствии со "статьей 46" Кодекса решения о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика в банках налоговым органом не принимается в силу "абзаца девятого пункта 1 статьи 126" Закона о банкротстве.

В конкурсном производстве согласно "статье 133" Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника).

Основанием для взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему за счет имущества должника в соответствии со "статьей 47" Кодекса является недостаточность или отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика ("пункт 7 статьи 46" Кодекса).

Принимая во внимание, что взыскание задолженности по текущим платежам, возникшим после открытия конкурсного производства, как налоговыми органами, так судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительного производства, возможно только за счет денежных средств на счете должника, применение положений "статьи 47" Кодекса нецелесообразно, ввиду того, что очередность исполнения в соответствии с гражданским "законодательством" Российской Федерации поручений налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счетов налогоплательщика, выставленных в соответствии со "статьей 46" Кодекса, будет предшествовать исполнению инкассовых поручений судебного пристава-исполнителя, направленных в банк по постановлениям налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества, вынесенным по "статье 47" Кодекса.

В соответствии с гражданским "законодательством" Российской Федерации списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Учитывая вышеизложенное, взыскание задолженности по текущим платежам после открытия конкурсного производства должно осуществляться налоговыми органами только за счет денежных средств налогоплательщика на счете в банке в соответствии с нормами "статьи 46" Кодекса.

Заместитель руководителя ФНС,

действительный государственный

советник Российской Федерации

2 класса

К.В.ЯНКОВ

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).