Письмо Минфина России от 28.11.2011 N 03-01-07/5-14

В уведомлении о контролируемых сделках не указывается информация об использованных налогоплательщиком методах определения рыночной цены.

Вопрос: О порядке представления с 1 января 2012 г. налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках и информации о методах, использованных при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица; об использовании показателей рентабельности при применении методов определения доходов, в частности метода сопоставимой рентабельности; об информации, которую использует федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок взаимозависимыми лицами; о порядке применения затратного метода, в частности, в отношении трансграничной сделки.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 ноября 2011 г. N 03-01-07/5-14

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений "гл. 14.3" и "14.4" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), вступающих в силу с 1 января 2012 г., и сообщает следующее.

1. Согласно "ст. 105.16" Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены такие сделки.

В уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган, указывается информация, предусмотренная "п. 3 ст. 105.16" Кодекса. Раскрытие информации об использованных методах, предусмотренных "гл. 14.3" Кодекса, в уведомлении о контролируемых сделках указанным "пунктом" не предусмотрено.

Документация, содержащая вышеуказанную информацию, может быть истребована у налогоплательщика федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки, в порядке, установленном "ст. 105.15" Кодекса.

Таким образом, "Кодексом" не предусмотрено предварительное декларирование налогоплательщиком выбора метода ценообразования.

Согласно "п. 5 ст. 105.17" Кодекса применение иного метода (комбинации методов) при проведении налогового контроля в связи с осуществлением сделок между взаимозависимыми лицами возможно в том случае, если федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, докажет, что метод (комбинация методов), примененный (примененная) налогоплательщиком, исходя из условий совершения контролируемой сделки не позволяет определить сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий контролируемой сделки с условиями сопоставляемых сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

При этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе применять в ходе налогового контроля в связи с совершением сделок иные методы, не предусмотренные разд. V.1 Кодекса.

2. Согласно "пп. 2 п. 1 ст. 105.15" Кодекса в случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных "гл. 14.3" Кодекса, налогоплательщик представляет по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, документы, содержащие сведения об использованных методах (в том числе обоснование причин выбора и способа применения используемого метода, указание на используемые источники информации).

Кроме того, в соответствии с "п. 2 ст. 105.15" Кодекса предусмотрено, что в целях налогового контроля налогоплательщик вправе предоставить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках, с учетом произведенных корректировок для обеспечения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, с условиями контролируемой сделки.

При этом согласно "п. 6 ст. 105.15" Кодекса детальность и основательность представляемой в налоговые органы документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки).

3. При определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, могут быть использованы в порядке, установленном "ст. ст. 105.10" - "105.13" Кодекса, показатели рентабельности, предусмотренные "п. 1 ст. 105.8" Кодекса.

Вместе с тем при применении метода сопоставимой рентабельности "Кодексом" предусматривается возможность использования иного показателя операционной рентабельности при условии, что такой показатель отражает взаимосвязь между осуществляемыми функциями, используемыми активами и принимаемыми экономическими (коммерческими) рисками и уровнем вознаграждения ("пп. 5 п. 3 ст. 105.12" Кодекса).

Кроме того, при выборе конкретного показателя рентабельности необходимо учитывать полноту, достоверность и сопоставимость данных, используемых для расчета соответствующего показателя рентабельности.

4. При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует информацию, предусмотренную "п. 1 ст. 105.6" Кодекса.

При отсутствии (недостаточности) информации, указанной в "п. 1 ст. 105.6" Кодекса, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует информацию, предусмотренную "п. 2 указанной статьи".

В рассматриваемом случае представляется возможным использовать сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций, опубликованные в общедоступных российских или иностранных изданиях и (или) содержащиеся в общедоступных информационных системах.

5. В соответствии с "п. 1 ст. 105.11" Кодекса затратный метод является методом определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления валовой рентабельности затрат лица, являющегося стороной анализируемой сделки (группы анализируемых однородных сделок), с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках, определенным в порядке, предусмотренном "ст. 105.8" Кодекса.

При использовании данного метода согласно "п. п. 4" и "5 ст. 105.11" Кодекса следует использовать фактическую себестоимость реализованных продавцом товаров (работ, услуг). При этом фактическая себестоимость должна отражать выполняемые анализируемой стороной функции.

По нашему мнению, в случае, когда анализируемой сделкой является трансграничная сделка (т.е. сделка, в результате совершения которой возникают налоговые последствия в нескольких юрисдикциях), следует учитывать общепринятые в международной практике подходы к применению данного метода.

Так, согласно п. 2.39 Руководства Организации экономического сотрудничества и развития по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций от 27.06.1995 (далее - Руководство ОЭСР) уровень рентабельности затрат продавца должен отражать прибыль, соответствующую выполняемым функциям и рыночным условиям.

В п. 2.45 Руководства ОЭСР отмечается особая важность учета при использовании метода различий в уровне и виде расходов: операционных и неоперационных, включая расходы по финансовой деятельности, - связанных с осуществляемыми функциями и принимаемыми рисками. Учет таких различий заключается в следующем:

- если расходы отражают функциональное различие (учитывая используемые активы и принятые риски), которое не было принято во внимание в применяемом методе, может потребоваться корректировка показателя надбавки продавца при применении затратного метода;

- если расходы отражают дополнительные функции, которые отличаются от анализируемых методом функций продавца, может потребоваться дополнительная компенсация продавцу за выполняемые функции;

- если различия в расходах анализируемых сторон отражают лишь эффективность или неэффективность организаций, что характерно для общехозяйственных и управленческих затрат, в этом случае дополнительные корректировки валовой рентабельности не требуются.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "Письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

28.11.2011

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).