Письмо Минфина России от 30.12.2011 N 03-11-06/2/188

С 1 января 2012 г. управляющие многоквартирными домами ТСЖ, жилищные, жилищно-строительные кооперативы, а также иные специализированные потребительские кооперативы и управляющие организации не учитывают в доходах средства, поступающие от собственников помещений в таких домах на счета указанных организаций для финансирования текущего и капитального ремонта общего имущества.

Вопрос: ТСЖ, созданное в сентябре 2011 г., применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". С жильцами ТСЖ заключило договоры комиссии.

Вправе ли ТСЖ не учитывать при определении налоговой базы доходы в виде оплаты за коммунальные услуги, за обслуживание и содержание общего имущества, в частности:

- холодная вода;

- водоотведение;

- отопление;

- освещение мест общего пользования;

- мусорный контейнер, вывоз ТБО;

- обслуживание домофона;

- оплата договора с аварийной службой;

- дератизация;

- обслуживание придомовой территории (озеленение, чистка от снежных заносов и т.д.);

- хозяйственные расходы (спецодежда, хозяйственный инвентарь, хозяйственные инструменты, бытовая химия, канцтовары, расходные материалы для оргтехники);

- затраты на оборудование офисного помещения, закупка оборудования;

- оплата расходов на услуги связи, понесенных в связи с исполнением обязанностей по обслуживанию, содержанию и ремонту общего имущества;

- оплата транспортных расходов, понесенных в связи с исполнением обязанностей по обслуживанию, содержанию и ремонту общего имущества;

- расходы на ФОТ штатных работников и соответствующие налоги;

- расчетно-кассовое обслуживание при условии заключения договоров комиссии как с членами ТСЖ, так и с собственниками помещений, не вступившими в ТСЖ?

Общее собрание членов ТСЖ приняло решение о формировании резервного фонда ТСЖ на текущий и капитальный ремонты общего имущества, который планируется расходовать по мере возникновения необходимости.

Учитываются ли взносы членов ТСЖ и собственников жилых помещений, не вступивших в ТСЖ, в указанный фонд при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН?

В ТСЖ в качестве совместителя планируется принять физлицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. По основному месту работы физлицо получает пособие в размере 50 руб. Имеет ли право ТСЖ предоставить физлицу стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 400 руб., а также в размере 1000 руб. на каждого ребенка физлица?

Возможно ли с точки зрения законодательства, чтобы председатель правления ТСЖ, являющийся индивидуальным предпринимателем, исполнял свои обязанности, возложенные на него ТСЖ, на общественных началах без выплаты зарплаты?

Имеет ли право ТСЖ применять пониженные тарифы страховых взносов, в случае если с октября 2011 г. доход ТСЖ по основному виду деятельности будет более 70% в общем объеме доходов?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 декабря 2011 г. N 03-11-06/2/188

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения средств, полученных товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ), и по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, сообщает следующее.

Согласно "ст. 135" Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в "п. 2 ст. 136" Жилищного кодекса Российской Федерации, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

При этом средства товарищества собственников жилья состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества ("ст. 151" Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с "п. 1 ст. 346.15" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со "ст. ст. 249" и "250" Кодекса. Доходы, предусмотренные "ст. 251" Кодекса, в составе доходов не учитываются.

На основании "пп. 9 п. 1 ст. 251" Кодекса в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

"Статьей 990" Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

При этом комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение в размере и в порядке, установленных в договоре комиссии ("ст. 991" Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, доходом организации-комиссионера от предпринимательской деятельности в рамках заключенного договора комиссии является только комиссионное вознаграждение.

Исходя из "пп. 1 п. 2 ст. 251" Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном "ст. 324" Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Учитывая вышеизложенное, товарищество собственников жилья, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.

При этом поступления от лиц, не являющихся учредителями (участниками, членами) некоммерческой организации, учитываются при налогообложении в общеустановленном порядке.

Кроме того, полагаем необходимым сообщить, что в связи с принятием Федерального "закона" от 16.11.2011 N 320-ФЗ "О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса дополнен новым "абзацем", расширяющим перечень средств целевого финансирования.

В частности, к средствам целевого финансирования указанный "Закон", вступающий в силу с 1 января 2012 г., позволяет относить имущество в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

В этой связи средства собственников помещений в многоквартирных домах, указанные в новом "абзаце пп. 14 п. 1 ст. 251" Кодекса, не будут учитываться при определении налоговой базы (при условии их раздельного учета).

По вопросу предоставления стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц сообщаем следующее.

При определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по доходам, в отношении которых налоговая ставка установлена в размере 13 процентов, налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов, предусмотренных "ст. 218" Кодекса.

В соответствии с "п. 3 ст. 218" Кодекса стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты доходов, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Согласно "п. 4 ст. 218" Кодекса в случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено данной статьей Кодекса, то по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных "ст. 218" Кодекса.

Также сообщаем, что по вопросам, связанным с уплатой страховых взносов и применением трудового законодательства, следует обращаться в Минздравсоцразвития России.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

30.12.2011

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).