Письмо ФНС России от 29.12.2011 N АС-4-3/22569@

Разъяснен порядок регистрации и изменения договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 29 декабря 2011 г. N АС-4-3/22569@

О РЕГИСТРАЦИИ И ИЗМЕНЕНИИ

ДОГОВОРА О СОЗДАНИИ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ

ГРУППЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

В связи с предстоящим вступлением в силу Федерального "закона" от 16.11.2011 N 321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" (далее - Закон N 321-ФЗ) Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

Для регистрации или изменения договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы представляет в налоговый орган по месту нахождения организации - ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) заявление о регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и иные документы, предусмотренные "пунктом 6 статьи 25.3" или "пунктом 5 статьи 25.4" Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции "Закона N 321-ФЗ") (далее - Кодекс).

Указанные документы могут быть представлены ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в налоговый орган лично или направлены почтовым отправлением.

Если документы представлены лично ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, должностное лицо налогового органа на копии описи, прилагаемой к документам, проставляет отметку с указанием даты приема документов.

Проверка представленных документов осуществляется налоговым органом в течение одного месяца (при регистрации договора) и 10 дней (при изменении договора) со дня их представления в налоговый орган с использованием информационных ресурсов налоговых органов (в том числе ресурсов федерального уровня, например, ЕГРН), информации, полученной из общедоступных источников, и сведений, поступивших от территориальных налоговых органов.

Обстоятельства, при которых налоговый орган вправе отказать в регистрации и изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, установлены в "пункте 11 статьи 25.3" и "пункте 7 статьи 25.4" Кодекса.

Отказ в регистрации и изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков допускается в случае подписания документов не уполномоченными на это лицами, нарушения срока и полноты представления в налоговый орган документов для регистрации или изменения договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, невыполнения условий, предусмотренных "статьей 25.2" Кодекса, в отношении хотя бы одного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

В этой связи, налоговый орган обязан проверить своевременность представления документов ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков. Сроки представления указанных документов установлены "пунктом 7 статьи 25.3" Кодекса и "пунктом 3 статьи 3" Закона N 321-ФЗ (при регистрации договора) и "пунктом 4 статьи 25.4" Кодекса (при изменении договора).

Кроме того, необходимо проверить соответствие объема представленных документов обязательному перечню, установленному в "пункте 6 статьи 25.3" или "пункте 5 статьи 25.4" Кодекса.

Следует учитывать, что все представленные документы должны быть заверены ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков.

В соответствии с "пунктом 3 статьи 25.3" Кодекса к правоотношениям, основанным на договоре о создании консолидированной группы налогоплательщиков, применяется законодательство о налогах и сборах, а в части, не урегулированной законодательством о налогах и сборах, - гражданское "законодательство" Российской Федерации.

Из "пункта 1 статьи 26" Кодекса следует, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.

"Пунктом 1 статьи 27" Кодекса установлено, что законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации ("п. 3 ст. 29" Кодекса).

Таким образом, представителям организаций необходимо обладать соответствующими полномочиями для того, чтобы на законных основаниях подписать договор о создании консолидированной группы, и указанные полномочия должны быть подтверждены документально.

Кроме того, налоговый орган обязан проверить соответствие организаций - сторон договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков условиям, предусмотренным "статьей 25.2" Кодекса.

Согласно "пункту 2 статьи 25.2" Кодекса консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов. При этом создавать консолидированную группу налогоплательщиков имеют право только российские организации ("п. 1 ст. 25.2" Кодекса).

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным "законом" от 02.11.2013 N 301-ФЗ в пункт 6 статьи 25.2 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (редакция от 03.12.2013), кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации также не могут являться участниками консолидированной группы налогоплательщиков.

Соблюдение данных условий может подтверждаться выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, копиями учредительных документов, выпиской из реестров владельцев ценных бумаг, расчетом доли непосредственного и (или) косвенного участия, представляемого в налоговый орган ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Кроме того, организация - сторона договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должна соответствовать ряду условий, перечисленных в "пункте 3 статьи 25.2" Кодекса.

Так, указанная организация не должна находиться в "процессе" реорганизации или ликвидации и в отношении нее не должно быть "возбуждено производство" по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с "законодательством" Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Соблюдение данных требований подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; справкой, составленной участником создаваемой консолидированной группы налогоплательщиков.

Кроме того, соблюдение указанных условий может быть проверено путем направления письменного запроса в территориальные налоговые органы по месту нахождения участников создаваемой консолидированной группы налогоплательщиков.

Помимо этого размер чистых активов указанной организации, рассчитанный на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, превышает размер ее уставного (складочного) капитала.

Указанное условие подтверждается расчетом, составленным каждым участником создаваемой консолидированной группы налогоплательщиков на основании бухгалтерской отчетности с учетом требований законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. При этом в соответствии с разъяснениями Минфина России, изложенными в "письме" от 16.12.2011 N 03-03-10/118 (далее - Письмо Минфина от 16.12.2011), выполнение условия, подтверждающего превышение размера чистых активов организации размера ее уставного (складочного) капитала, определяется для консолидированной группы налогоплательщиков, создаваемой с 1 января 2012 года, на основании бухгалтерской отчетности на 31 декабря 2011 года.

Согласно "пункту 5 статьи 25.2" Кодекса организации, являющиеся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, должны соответствовать следующим условиям:

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная в течение календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 10 миллиардов рублей;

2) суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также от прочих доходов по данным бухгалтерской отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 100 миллиардов рублей;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 300 миллиардов рублей.

Указанные условия подтверждаются документами, заверенными ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, в том числе копиями платежных поручений на уплату налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых (копиями решений налогового органа о проведении зачета по перечисленным выше налогам), бухгалтерскими "балансами", "отчетами" о прибылях и убытках за предшествующий календарный год для каждого из участников группы ("пп. 3 п. 6 ст. 25.3" Кодекса).

Кроме того, соблюдение участниками создаваемой консолидированной группы налогоплательщиков условий, изложенных в "подпункте 1 пункта 5 статьи 25.2" Кодекса, может быть проверено путем направления письменного запроса в территориальные налоговые органы по месту нахождения таких участников.

Необходимо учитывать, что при формировании совокупной суммы налогов для целей применения "подпункта 1 пункта 5 статьи 25.2" Кодекса, с учетом нормы "пункта 3 статьи 45" Кодекса, в сумму уплаченных налогов включаются:

поступления денежных средств в уплату по НДС, акцизам, налогу на прибыль организаций и НДПИ по расчетным документам, в которых показатель "Дата списания со счета плательщика" (поле 71) относится к календарному году, предшествующему году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, и зачисленные на соответствующие счета органов Федерального казначейства. Данные поступления учитываются независимо от того, относится ли уплаченный налог к категории излишне уплаченных либо излишне взысканных;

суммы налогов, не являющихся НДС, акцизами, налогом на прибыль организаций и НДПИ, зачтенных в порядке, предусмотренном "статьями 78", "79" Кодекса, в счет уплаты НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, по которым дата принятия решения о зачете приходится на соответствующий календарный год;

суммы НДС и акцизов, зачтенные в порядке, предусмотренном "статьями 176", "176.1", "203" Кодекса, в счет уплаты НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, по которым дата принятия решения о зачете приходится на вышеуказанный период.

Совокупная сумма налогов уменьшается на суммы излишне уплаченных или излишне взысканных НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, в отношении которых налоговым органом в порядке, предусмотренном "статьями 78", "79" Кодекса, принято решение о возврате или решение о зачете в счет погашения задолженности по иным налогам (сборам).

Не участвуют в расчете совокупной суммы налогов:

суммы НДС, подлежащие возмещению, в отношении которых налоговым органом в порядке, предусмотренном "статьями 176", "176.1" Кодекса, принято решение о возврате;

суммы акцизов, подлежащие возмещению, в отношении которых налоговым органом в порядке, предусмотренном "статьей 203" Кодекса, принято решение о возврате.

Как указано в "Письме" Минфина от 16.12.2011, применительно к создаваемым с 1 января 2012 года консолидированным группам налогоплательщиков величина совокупной суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых определяется по результатам уплаты указанных сумм в течение 2011 года.

Суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также от прочих доходов устанавливается по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря 2011 года.

Совокупная стоимость активов определяется по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря 2011 года.

В силу "пункта 6 статьи 25.2" Кодекса участниками консолидированной группы налогоплательщиков не могут являться следующие организации:

1) организации, являющиеся "резидентами" особых экономических зон;

2) организации, применяющие специальные налоговые режимы;

3) банки, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются банками;

4) страховые организации, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются страховыми организациями;

5) негосударственные пенсионные фонды, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются негосударственными пенсионными фондами;

6) "профессиональные участники" рынка ценных бумаг, не являющиеся банками, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, не являющимися банками;

7) организации, являющиеся участниками иной консолидированной группы налогоплательщиков;

8) организации, не признаваемые налогоплательщиками налога на прибыль организаций, а также использующие право на освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций в соответствии с "главой 25" настоящего Кодекса;

9) организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность и применяющие налоговую ставку 0 процентов по налогу на прибыль организаций в соответствии с "главой 25" Кодекса;

10) организации, являющиеся "налогоплательщиками" налога на игорный бизнес;

11) "клиринговые организации".

Информация о том, что организация не является резидентом особой экономической зоны, может подтверждаться сведениями из реестра резидентов особых экономических зон, размещенными на официальном интернет-сайте Министерства экономического развития Российской Федерации.

Информация о том, что организация соответствует условиям, изложенным в "подпунктах 3" - "6", "11 пункта 6 статьи 25.2" Кодекса, может подтверждаться сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц об отсутствии или наличии у организации соответствующей лицензии, а также сведениями, размещенными на официальных интернет-сайтах Центрального банка Российской Федерации и Федеральной службы по финансовым рынкам.

При необходимости налоговый орган, осуществляющий регистрацию договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, направляет соответствующий запрос в вышеуказанные органы государственной власти.

При проверке соответствия участников создаваемых консолидированных групп налогоплательщиков критериям, изложенным в "подпунктах 3" - "6", "11 пункта 6 статьи 25.2" Кодекса, необходимо учитывать следующее.

В соответствии со "статьей 7" Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация".

Наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела - юридического лица, в силу "подпункта 2 пункта 3 статьи 4.1" Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", должно содержать указание на вид деятельности субъекта страхового дела с использованием слов либо "страхование" и (или) "перестрахование", либо "взаимное страхование", либо "страховой брокер", а также производных от таких слов и словосочетаний.

Согласно "пункту 2 статьи 6" Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" устав негосударственного пенсионного фонда должен содержать полное и сокращенное наименования фонда, причем в наименование должны быть включены слова "негосударственный пенсионный фонд".

С целью проверки соответствия участников создаваемых консолидированных групп налогоплательщиков критериям, изложенным в "подпунктах 2", "7" - "9 пункта 6 статьи 25.2" Кодекса, налоговому органу, осуществляющему регистрацию договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, необходимо направить соответствующие запросы в налоговые органы по месту учета данных налогоплательщиков.

Информацию о том, что организация не является налогоплательщиком налога на игорный бизнес, следует проверять с использованием сведений, содержащихся в базах данных ЕГРН.

Указанные в настоящем письме запросы в территориальные налоговые органы по месту нахождения организаций - сторон договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должны быть направлены налоговым органом, осуществляющим регистрацию договора или соглашения об изменении договора, в течение трех рабочих дней со дня поступления документов в налоговый орган. Копии указанных запросов направляются в Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, которые контролируют исполнение подведомственными территориальными налоговыми органами запросов налоговых органов, осуществляющих регистрацию договора или соглашения об изменении договора. Исполнение запросов и проверка их Управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации осуществляется в течение семи рабочих дней со дня получения запросов.

В соответствии с "пунктом 8 статьи 25.3" Кодекса при обнаружении нарушений, устранимых в пределах срока, установленного настоящим пунктом, налоговый орган обязан уведомить о них ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. До истечения срока, установленного настоящим пунктом, ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе устранить выявленные нарушения.

При соблюдении условий, предусмотренных "статьей 25.2", "пунктов 1" - "7 статьи 25.3", "пунктов 3" - "5 статьи 25.4" Кодекса, налоговый орган обязан зарегистрировать договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков или соглашение об изменении такого договора и в течение пяти дней с даты регистрации выдать один экземпляр этого договора или соглашения с отметкой о его регистрации ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков лично под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения.

Регистрация договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков; соглашения об изменении консолидированной группы налогоплательщиков (решения о продлении срока действия договора) осуществляется в отдельном журнале, причем при регистрации соглашения об изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков (решения о продлении срока действия договора) должны быть обязательно указаны реквизиты первоначального договора.

В течение пяти рабочих дней с даты регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков или соглашения об изменении такого договора информация о такой регистрации направляется налоговым органом в налоговые органы по месту нахождения организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков, а также по месту нахождения обособленных подразделений организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков. "Форма" указанного информационного сообщения прилагается к настоящему письму.

Копия решения об отказе в регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков или соглашения об изменении такого договора в течение пяти дней со дня его принятия передается налоговым органом уполномоченному представителю лица, указанного в таком договоре в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, лично под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

С.Н.АНДРЮЩЕНКО

 
Приложение
к письму ФНС России
от ________ N __________

Бланк налогового органа                       Контрольное управление
                                              Федеральной налоговой службы
                                              Наименование УФНС по субъекту
                                              Российской Федерации

                                              Наименование территориального
                                              налогового органа по месту
                                              нахождения организации -
                                              участника консолидированной
                                              группы налогоплательщиков
 
                         Информационное сообщение
            о регистрации договора о создании консолидированной
                         группы налогоплательщиков

    В  соответствии  с  "пунктом 9 статьи 25.3" Налогового кодекса Российской
Федерации   сообщаем,  что  договор  о  создании  консолидированной  группы
налогоплательщиков зарегистрирован ________________________________________
                                     (указывается наименование налогового
                                     органа, зарегистрировавшего договор)
									 
"__" ___________ 20__ г. и ему присвоен регистрационный номер N __________.
(дата регистрации)

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков:
___________________________________________________________________________
   (указывается полное и сокращенное наименование организации, ИНН/КПП,
                          адрес места нахождения)

    Участники консолидированной группы налогоплательщиков:
1) ________________________________________________________________________
     (указывается полное и сокращенное наименование организации, ИНН/КПП,
                             адрес места нахождения)
2) ________________________________________________________________________
3) ________________________________________________________________________

Руководитель
(заместитель руководителя)
налогового органа           __________________ ______________ _____________
                                 (Ф.И.О.)        (подпись)      (дата)
								 
                                                   М.П.

В дополнение к данному документу направлены письма ФНС РФ от 13.01.2012 N АС-4-2/135@, от 05.03.2012 N ЕД-4-3/3585@ и от 12.04.2012 N ЕД-4-3/6166@.

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).