Письмо Минфина России от 26.12.2011 N 03-04-06/6-360

Если в течение налогового периода физлицо приобретает статус нерезидента РФ и сохраняет его до конца данного периода, такое лицо не уплачивает НДФЛ с доходов, полученных в этом периоде от источников за пределами России.

Вопрос: О налогообложении НДФЛ в РФ доходов, получаемых работниками организации - налоговыми резидентами РФ от работы по найму в связи со строительной площадкой или строительным или монтажным объектом в Республике Сербии; об отсутствии обязанностей налогоплательщика в РФ по декларированию доходов от источников за пределами РФ и уплате НДФЛ у работников организации, статус которых меняется на нерезидента и остается таким до конца налогового периода.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 декабря 2011 г. N 03-04-06/6-360

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов сотрудников российской организации, направленных на работу за пределы Российской Федерации, и в соответствии со "ст. 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

"Подпунктом 1 п. 3 ст. 15" Конвенции между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 12.10.1995 предусмотрено, что вознаграждение, получаемое резидентом Договаривающегося государства, облагается налогом только в этом государстве, если это вознаграждение выплачивается в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся государстве в связи со строительной площадкой или строительным или монтажным объектом, в течение восемнадцатимесячного периода, во время которого такая площадка или объект не образуют постоянного представительства в этом другом государстве.

Таким образом, доходы, получаемые сотрудниками организации - налоговыми резидентами Российской Федерации от работы по найму в связи со строительной площадкой или строительным или монтажным объектом в Республике Сербия, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.

В соответствии с "п. 1 ст. 207" Кодекса плательщиками налога на доходы физических лиц в Российской Федерации признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

"Подпунктом 6 п. 3 ст. 208" Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

До момента, пока сотрудник организации будет признаваться в соответствии со "ст. 207" Кодекса налоговым резидентом Российской Федерации, указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.

В соответствии с "пп. 3 п. 1 ст. 228" Кодекса физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

В случае если в течение налогового периода статус сотрудника организации меняется на нерезидента и остается таким до конца налогового периода, такое лицо в соответствии с "п. 1 ст. 207" Кодекса не признается плательщиком налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Соответственно, обязанностей налогоплательщика в Российской Федерации по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации и уплате налога на доходы физических лиц такое лицо не имеет.

Указанный порядок применяется в отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, вне зависимости от положений какого-либо соглашения об избежании двойного налогообложения доходов.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

26.12.2011

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).