Письмо Минфина России от 23.12.2011 N 03-01-15/8-302

При осуществлении не указанной в ОКУН деятельности организации и предприниматели не вправе использовать бланки строгой отчетности.

Вопрос: Основным видом деятельности индивидуального предпринимателя является оценочная деятельность (код по ОКВЭД - "74.84"). С 28.04.2010 индивидуальный предприниматель применяет УСН.

При этом такой вид услуг, как оценочная деятельность, в Общероссийском "классификаторе" услуг населению (ОКУН) не поименован.

Согласно "п. 2 ст. 2" Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 утверждено "Положение" об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, согласно которому документы, приравненные к кассовым чекам, оформляются на бланках строгой отчетности и предназначены для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению.

Распространяется ли действие "Постановления" Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 на виды деятельности (услуги), не поименованные в "ОКУН"?

Правомерно ли использование индивидуальным предпринимателем бланков строгой отчетности при осуществлении оценочной деятельности?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 декабря 2011 г. N 03-01-15/8-302

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу использования бланков строгой отчетности в случае осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт при оказании услуг населению, не поименованных в Общероссийском "классификаторе" услуг населению, и сообщает.

В соответствии с "п. 1 ст. 2" Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

"Пунктом 2 ст. 2" Федерального закона предусмотрена возможность осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено "Положение" об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).

"Положением" установлено, что документы, приравненные к кассовым чекам, оформляются на бланках строгой отчетности и предназначены для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению. Таким образом, Федеральный "закон" и "Положение" предусматривают использование бланков строгой отчетности при оказании услуг населению, а не при осуществлении деятельности.

При этом Общероссийский "классификатор" услуг населению ОК 002-93, утвержденный "Постановлением" Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН), определяет принадлежность к услугам, которые предоставляются населению.

Объектами классификации по "ОКУН" являются услуги населению, оказываемые организациями различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальными предпринимателями.

Общероссийский "классификатор" видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) утвержден Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст. "ОКВЭД" предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.

Объектами классификации в "ОКВЭД" являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).

На основании изложенного использование организациями и индивидуальными предпринимателями бланков строгой отчетности, применяемых при оказании услуг населению, не поименованных в "ОКУН", неправомерно.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

23.12.2011

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).