Письмо Минфина России от 22.12.2011 N 03-11-06/2/182

Организация, добывающая подземные воды для хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения населения, вправе применять УСН, если данные воды не являются промышленными, минеральными или термальными.

Вопрос: Организация, находящаяся в области, осуществляет обеспечение населения и организаций питьевой водой для хозяйственных и бытовых нужд, сбор и очистку сточных вод. Добываемая из скважины вода не является минеральной или термальной. Организация является плательщиком водного налога и не является плательщиком НДПИ.

Вправе ли организация в указанном случае применять УСН с учетом ограничения, установленного "пп. 8 п. 3 ст. 346.12" НК РФ, согласно которому не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых?

В "Распоряжении" Минприроды России от 07.02.2003 N 47-р "Об утверждении Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным" приводится перечень полезных ископаемых, по своему содержанию аналогичный перечню общераспространенных полезных ископаемых по области, в котором вода не значится, поскольку не имеет признаков полезных ископаемых, а поэтому к ним не относится.

Общероссийский "классификатор" полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002 (утв. "Постановлением" Госстандарта России от 25.12.2002 N 503-ст) содержит кодированные группировки полезных ископаемых и подземных вод. Подземные воды выделены в отдельную "группировку" и не указаны среди полезных ископаемых.

Кроме того, в соответствии с "п. 1 ст. 337" НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено "п. 3 настоящей статьи"), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

Согласно "пп. 15 п. 2 ст. 337" НК РФ к полезным ископаемым относятся подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в "Постановлении" от 18.12.2007 N 64 указал, что при применении "п. 1 ст. 337" НК РФ необходимо исходить из того, что добытым полезным ископаемым признается продукция, которая содержится в минеральном сырье и отвечает определенным стандартам. Это означает, что вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом.

Арбитражная практика исходит из того, что в целях налогового законодательства для отнесения воды к полезным ископаемым необходимо установить, что добываемая организацией вода по своим физическим свойствам или химическому составу относится к термальной или минеральной воде ("Постановление" ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2009 N Ф04-15/2009(19100-А03-6).

Поскольку добываемая организацией из скважины питьевая вода не является минеральной или термальной водой, не имеет каких-либо целебных свойств, оказывающих на организм человека лечебное действие, организация полагает, что она не относится к полезным ископаемым.

В соответствии с "п. 1 ст. 333.8" НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со "ст. 333.9" настоящего Кодекса.

Согласно "пп. 1 п. 1 ст. 333.9" НК РФ объектами налогообложения водным налогом, если иное не предусмотрено "п. 2 настоящей статьи", признается, в частности, такой вид пользования, как забор воды из водных объектов.

Согласно "пп. 1 п. 2 ст. 333.9" НК РФ не признается объектом налогообложения забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод.

Данная норма полностью согласуется с "пп. 15 п. 2 ст. 337" НК РФ, которая к полезным ископаемым относит подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды.

Таким образом, вода, не содержащая полезные ископаемые и полезные природные ресурсы, а также не относящаяся к термальной воде, не относится к полезным ископаемым и не подлежит налогообложению НДПИ. Такая вода подлежит налогообложению водным налогом.

Организация полагает, что запрет на использование УСН распространяется только на организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых, не относящихся к общераспространенным, и, как следствие, являющиеся плательщиками НДПИ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 декабря 2011 г. N 03-11-06/2/182

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Минприроды России рассмотрел письмо о применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщиками, осуществляющими добычу для хозяйственно-бытового водоснабжения подземных вод, не содержащих полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также не являющихся термальными водами, и сообщает следующее.

В соответствии с "пп. 8 п. 3 ст. 346.12" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Согласно "ст. 11" Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

"Статьей 337" Кодекса установлено, что к добытым полезным ископаемым, подлежащим налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых, отнесены в том числе подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды.

Подземные воды, не относящиеся к указанным видам подземных вод, подлежат налогообложению водным налогом.

В соответствии с "п. 1 ст. 333.8" Кодекса налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со "ст. 333.9" Кодекса.

Согласно "пп. 1 п. 1 ст. 333.9" Кодекса объектами налогообложения водным налогом, если иное не предусмотрено "п. 2 указанной статьи" Кодекса, признается такой вид пользования, как забор воды из водных объектов. При этом забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальных вод объектом налогообложения водным налогом не является ("пп. 1 п. 2 ст. 333.9" Кодекса).

При этом согласно Горной энциклопедии полезными ископаемыми являются природные минеральные образования земной коры неорганического и органического происхождения, которые могут быть эффективно использованы в сфере материального производства, которые по физическому состоянию делятся на твердые (угли ископаемые, горючие сланцы, торф, рудные и нерудные полезные ископаемые), жидкие (нефть, минеральные воды) и газообразные (газы природные горючие и инертные газы).

В Общероссийском классификаторе полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002 подземные воды выделены в отдельную "группировку" и не указаны в "группировке" среди полезных ископаемых.

Учитывая изложенное, организация, осуществляющая добычу для хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения населения подземных вод, не являющихся промышленными, минеральными или термальными водами, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения положений "гл. 26.2" Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

22.12.2011

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).