Письмо Минфина России от 22.12.2011 N 03-05-05-02/67

Обязанность лица по уплате земельного налога прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий участок.

Вопрос: Органом местного самоуправления 28.05.2010 было вынесено решение, в котором предусмотрено прекращение у ООО права постоянного (бессрочного) пользования участком площадью 4,3 га и предусмотрена передача ООО в аренду на 49 лет нескольких новых участков, полученных в результате межевания старого участка.

В договоре аренды указано, что уплату арендных платежей ООО обязано производить с момента приема-передачи участков (29.05.2010). Договор аренды был зарегистрирован в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, 10.12.2010.

При этом орган местного самоуправления до настоящего момента не передал указанное решение о переоформлении земельного участка в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С какого момента ООО должно прекратить уплату земельного налога за принадлежавший ему ранее участок площадью 4,3 га, если оно уплачивает арендную плату за взятые в аренду участки в соответствии с условиями договора - с 29.05.2010, а прекращение права постоянного (бессрочного) пользования участком не прошло государственную регистрацию по вине органа местного самоуправления?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 декабря 2011 г. N 03-05-05-02/67

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ООО и сообщает, что "Положением" о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно отмечаем, что на основании "п. 1 ст. 388" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со "ст. 389" Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным "пунктом ст. 388" Налогового кодекса.

В соответствии с "п. 1 ст. 131" Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно "п. 1 ст. 2" Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В связи с этим плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Данная правовая позиция находит отражение в "Постановлении" Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

22.12.2011

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).