Письмо Минфина России от 14.12.2011 N 03-03-06/2/198

Если основное средство было модернизировано и введено в эксплуатацию в одном и том же месяце, то амортизационная премия по расходам на его модернизацию учитывается в отчетном периоде его введения в эксплуатацию.

Вопрос: В соответствии с "Письмом" Минфина России от 14.11.2011 N 03-03-06/2/171 в случаях, когда происходит модернизация основного средства в том же месяце, на который приходится дата ввода в эксплуатацию основного средства, налогоплательщик вправе учесть амортизационную премию расходов, понесенных при модернизации основного средства, в том месяце, который совпадает с периодом ввода в эксплуатацию данного основного средства.

Таким образом, амортизационную премию, относящуюся к расходам по модернизации приобретенного основного средства, правомерно включать в расходы в месяце ввода в эксплуатацию основного средства, то есть ранее, чем возникает право учесть в расходах амортизационную премию по капитальным вложениям на приобретение самого основного средства.

В соответствии с "п. 3 ст. 272" НК РФ расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные "п. 9 ст. 258" НК РФ, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с гл. 25 НК РФ приходится дата начала амортизации основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию ("п. 4 ст. 259" НК РФ).

При этом согласно "Постановлению" ФАС Волго-Вятского округа от 26.01.2011 по делу N А28-5839/2010 для целей "п. 3 ст. 272" НК РФ амортизационная премия должна использоваться в том периоде, в котором началась амортизация реконструированного основного средства с измененной первоначальной стоимостью.

В каком порядке в целях налога на прибыль необходимо учитывать сумму амортизационной премии по расходам на модернизацию основного средства в случае, если вводимое в эксплуатацию основное средство в том же месяце подвергается модернизации?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 декабря 2011 г. N 03-03-06/2/198

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке признания для целей налогообложения прибыли расходов на капитальные вложения в размере 10% (30%) от затрат, осуществленных при модернизации (реконструкции, техническом перевооружении) основных средств, и сообщает следующее.

Согласно "п. 9 ст. 258" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к "третьей" - "седьмой амортизационным группам") первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к "третьей" - "седьмой амортизационным группам") расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со "ст. 257" Кодекса.

Если налогоплательщик использует указанное право, суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, изменяют первоначальную стоимость объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии со "ст. 259" Кодекса за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к "третьей" - "седьмой амортизационным группам") таких сумм.

"Пунктом 3 ст. 272" Кодекса установлено, что расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные "п. 9 ст. 258" Кодекса, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.

Учитывая изложенное, расходы в виде капитальных вложений в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов) расходов, понесенных в случаях реконструкции (модернизации) основного средства, признаются расходами того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата изменения его первоначальной стоимости.

Из письма следует, что в рамках хозяйственной деятельности налогоплательщика возникают ситуации, когда вводимое в эксплуатацию основное средство в этом же месяце подвергается модернизации. В таком случае налогоплательщик вправе учесть расходы в виде капитальных вложений в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов) расходов, понесенных при модернизации основного средства в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата изменения его первоначальной стоимости, который в ситуации, описанной в письме, совпадает с периодом ввода в эксплуатацию данного основного средства.

При этом с учетом установленных "гл. 25" Кодекса общих правил начала и прекращения начисления амортизации амортизация по объекту основных средств, который не выводился из эксплуатации в период модернизации, начисляется исходя из измененной первоначальной стоимости данного объекта начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата изменения его первоначальной стоимости.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с "Регламентом" Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

14.12.2011

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).