Письмо Минфина России от 14.12.2011 N 03-06-05-02/6

Компании, передающие специализированным организациям воду для питьевого и хозяйственно-бытового снабжения населения, при наличии соответствующей лицензии вправе применять ставку водного налога в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м.

Вопрос: "Пунктом 3 ст. 333.12" НК РФ определено, что ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Согласно разъяснениям Минфина России, указанным в Письмах от 20.12.2005 "N 03-07-03-02/64" и от 14.06.2006 "N 03-07-03-02/24", освобождение от налогообложения или применение пониженной ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров является льготой для налогоплательщиков; при отсутствии в лицензии на водопользование или на пользование недрами для добычи подземных вод указания на целевое использование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке (если получение таковой предусмотрено законодательством), водный налог уплачивается по ставкам, установленным "п. 1 ст. 333.12" НК РФ. Данная позиция подтверждена Минфином России в "Письме" от 28.05.2010 N 03-06-05-02/9.

Однако из "п. 3 ст. 333.12" НК РФ не следует, что пониженная ставка водного налога применяется только организациями, забирающими и без посредников подающими воду для водоснабжения населения.

В ряде случаев водопользователь не осуществляет самостоятельного водоснабжения населения, а реализует воду организации-посреднику, которая в дальнейшем поставляет ее населению.

Например, забор и подготовку воды осуществляет водопользователь, а транспортировку и передачу - организация-посредник при централизованном теплоснабжении населения, если забор воды осуществляется одной организацией, а теплоснабжение - другой. В связи с этим в документах может отсутствовать информация о том, что водопользователем является население.

В соответствии с "Правилами" пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, водоснабжение представляет собой технологический процесс, обеспечивающий забор, транспортировку, подготовку и передачу абонентам питьевой воды. Согласно "п. 1" данных Правил к числу абонентов (водопотребителей) относятся организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению.

По мнению арбитражных судов, пониженная ставка водного налога применяется и теми организациями, которые через посредников подают воду для водоснабжения населения. Для этого необходимо, чтобы в лицензии была указана существующая цель, а факт получения воды населением был документально подтвержден. В качестве таких доказательств суды принимают договоры водопользования с посредником с условием о водоснабжении населения, совместные акты о количестве отпущенной воды, иные первичные документы (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 31.03.2006 по делу "N А43-23129/2005-35-683" и от 09.03.2006 по делу "N А43-8016/2004-11-429").

Подлежит ли применению пониженная ставка водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров при осуществлении водоснабжения населения через организации-посредники водопользователем, в лицензиях которого не указана цель "водоснабжение населения"?

Ответ:

Направлено

"Письмом" ФНС России

от 17.01.2012 N ЕД-4-3/292@

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 декабря 2011 г. N 03-06-05-02/6

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения и сообщает следующее.

"Пунктом 1 ст. 333.8 гл. 25.2" "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со "ст. 333.9" Кодекса.

Согласно положениям Водного "кодекса" Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ, действовавшего до 1 января 2007 г., использование водных объектов с применением технических средств, устройств и сооружений (специальное водопользование) осуществляется юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. В лицензии на водопользование помимо цели использования водного объекта отражаются сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также установлены лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения).

Согласно "п. 3 ст. 333.12" Кодекса ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

При этом из содержания приведенной "нормы" следует, что она распространяется как на организации, забирающие и подающие воду непосредственно населению, так и на организации, забирающие и подающие воду другим организациям, направляющим воду населению.

Таким образом, условия, связанные с забором воды для водоснабжения населения, в целях применения указанной льготы должны отражаться в лицензии на водопользование, выдаваемой в установленном порядке, и заключенном в соответствии с ней договоре на водопользование.

Учитывая изложенное, полагаем правомерным применение организациями, не осуществляющими самостоятельно питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения, а передающими воду специализированным организациям, осуществляющим указанный вид деятельности, в отношении объемов воды, передаваемых для водоснабжения населения (подтвержденных соответствующими документами), ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды при условии отражения в лицензии на водопользование соответствующих данных.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

14.12.2011

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).