Письмо Минфина России от 01.12.2011 N 03-06-06-01/28

В учетной политике налогоплательщик закрепляет правила учета расходов, связанных с обеспечением безопасных условий труда при добыче угля. Указанные затраты могут приниматься к вычету по НДПИ либо включаться в расходы по налогу на прибыль.

Вопрос: Согласно "п. 1 ст. 343.1" НК РФ налогоплательщики по своему выбору могут:

- (либо) уменьшить сумму НДПИ на сумму расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда;

- (либо) учесть указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с "гл. 25" НК РФ.

При этом в "пп. 2" и "3 п. 5 ст. 343.1" НК РФ указывается, что в налоговый вычет включаются:

- расходы налогоплательщика на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества;

- расходы, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

Однако согласно "п. 5 ст. 270" НК РФ расходы в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества при определении налоговой базы не учитываются. Расходом по налогу на прибыль признается лишь амортизация, которая возникает только после осуществления всех расходов на создание (реконструкцию, модернизацию и т.д.) основных средств и после ввода объектов в эксплуатацию ("п. 2 ст. 253", "п. 1 ст. 257", "п. 3 ст. 272" НК РФ).

Таким образом, исходя из буквального прочтения "пп. 2" и "3 п. 5 ст. 343.1" НК РФ, в налоговый вычет допускается включать суммы расходов на создание объектов основных средств, но не амортизацию.

При этом согласно "п. 48.13 ст. 270" НК РФ не признаются расходом расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком и принятые им к вычету в соответствии со "ст. 343.1" НК РФ.

Означают ли положения "пп. 2", "3 п. 5 ст. 343.1" НК РФ с учетом положений "п. 1 ст. 343.1" НК РФ, что в налоговый вычет по НДПИ включаются затраты на создание объектов основных средств на основании первичных документов о выполнении работ по их созданию в те месяцы (налоговые периоды по НДПИ), в которых соответствующие объекты еще не введены в эксплуатацию и амортизация по ним еще не начисляется?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 декабря 2011 г. N 03-06-06-01/28

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений "гл. 25" и "26" Налогового кодекса Российской Федерации в части определения и учета видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий труда при добыче угля, учитываемых при определении налогового вычета, и сообщает.

В соответствии с "Регламентом" Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с положениями "ст. 343.1" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик может отразить в учетной политике правила учета расходов, связанных с обеспечением безопасных условий труда при добыче угля, в качестве налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых, либо при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с "гл. 25" Кодекса.

Согласно "п. 1 ст. 257" Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

01.12.2011

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).