Бухгалтерская проводка

Бухгалтерская проводка

Основной принцип бухгалтерии - принцип двойной записи, каждая хозяйственная операция отражается в одной и той же сумме одновременно на двух счетах бухгалтерского учёта: по дебету одного из них и по кредиту другого из них.

Хозяйственные операции записываются следующим образом:

  • Дата совершения операции.
  • Дебет счёта.
  • Кредит счёта.
  • Сумма операции.
  • Номер документа, на основании которого совершена операция.

Вышеперечисленные позиции вместе называются бухгалтерской проводкой. Пара счетов, участвующих в проводке, называется корреспонденцией счетов, счета называются корреспондирующими друг с другом. Каждую финансово-хозяйственную операцию можно записать бухгалтерской проводкой или несколькими проводками.

В бухгалтерской практике все пять позиций бухгалтерской проводки являются обязательными для полноценного отражения операций. Ссылка на номер оправдательного документа также является обязательной.

Виды счетов

В бухгалтерском учёте существует три вида счетов:

  • Активные.
  • Пассивные.
  • Активно-пассивные.

На активных счетах отражаются денежные средства, товарно-материальные ценности, основные средства, товарные остатки и т. д.

На пассивных счетах отражаются все обязательства организации перед государством, деловыми партнёрами, наёмными работниками, кредиторами.

На активно-пассивных счетах также отражаются хозяйственные операции, но на них одновременно может быть остаток как по кредиту, так и по дебету, сальдо активно-пассивного счета плавающее.

Виды проводок

Существуют два вида проводок:

  • Простые.
  • Сложные.

В простой проводке задействованы два счёта, корреспондирующихся друг с другом.

При оформлении сложной проводки задействуются более двух счетов.

Принцип составления

Рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учёта Вы можете найти по следующей ссылке: План счетов бухгалтерского учета 2016-2017

Суть составления бухгалтерских проводок по принципу двойной записи заключается в том, что для каждой из проведённых операций имеет место запись одновременно и по кредиту и по дебету на двух взаимосвязанных счетах в равнозначной сумме.

При составлении бухгалтерских проводок необходимо помнить о следующем:

Объект учёта
Дебет Кредит
Сальдо на начало периода Сальдо на начало периода
Операции по дебету счета Операции по кредиту счета
Сумма операций по дебету счета (оборот дебетовый)Сумма операций по кредиту счета (оборот кредитовый)
Сальдо на конец периода Сальдо на конец периода
Увеличение активных счетов происходит только по дебитуУвеличение пассивных счетов происходит только по кредиту
При уменьшении активного счёта, нужно сделать записи по его кредитуПри уменьшении пассивного счёта, нужно сделать записи по его дебиту
Остаток на активно-пассивных счетах может отражаться одновременно как в пассиве, так и в активе баланса.
При составлении бухгалтерского баланса в его правой стороне выводятся остатки пассивных счетов, а в левой – активных.

При составлении проводок рекомендуется придерживаться следующей схемы:

  • Определяется, какие счета и объекты учета затрагивает оформляемая операция.
  • Устанавливается, какие счета будут задействованы при составлении проводки.
  • Определяется кредитуемый или дебетуемый счёт.

Примеры

По заработной плате

ДебетСодержание хозяйственной операцииКредит
20, 23, 26, 92Начислена заработная плата70
70Выдана зарплата из кассы50
68Начислены обязательные налоги70
51Депонированная оплата (невыплаченная)50
50Получены деньги в кассу на выплату зарплаты51

Аренда помещения

ДебетСодержание хозяйственной операцииКредит
01 (субсчет «ОС, переданные в аренду»)Переданное в аренду помещение1
20Начислена амортизация по переданному помещению2
50, 51Получена арендная плата62
90 (субсчет 2)Списана амортизация и другие расходы, связанные с арендой20
1Арендатор получил помещение
76Перечислена арендная плата51
44, 29, 26, 25, 23, 20Задолженность по аренде76

Оптовая и розничная торговля

ДебетСодержание хозяйственной операцииКредит
Перечислены деньги:
62возврат покупателям аванса51, 50
61поставщикам51, 50
45Отгружен товар покупателям41/1
41/1,41/2Получен товар от поставщиков60
Отражен НДС
19по полученным товарам60
41/2в рознице60
90/03по отгруженным товарам68
90/03в рознице68/02
62Отражена реализация90/01.1
92.Ррозница90/01.1
91/02.1Отражена себестоимость отгруженной продукции45
91/02.1в рознице41/1

Договор цессии

ДебетСодержание хозяйственной операцииКредит
58Отражается стоимость всех приобретенных компанией прав по подписанному ранее между сторонами договору цессии76
76Погашается полностью или частично задолженность, которая возникает перед цедентом51, 50
50, 51Получена от должника задолженность на расчетный счет или в кассу компании76
76Учитывается сумма всей погашенной задолженности в составе доходов91/1
91/2Учет приобретенных прав требования в составе расходов58

Кассовые операции

ДебетСодержание хозяйственной операцииКредит
71Выданы деньги подотчетным лицам50
50Возвращены в кассу неиспользованные подотчетные суммы71
70Выдана зарплата50
50Получены деньги с расчетного счета51
50Покупатели оплатили товар62
50Учредители пополнили уставный фонд75
94Списана недостача50
91Отражены курсовые разницы50

См также: Учёт кредитов и займов ИП и ООО

Оказание услуг

ДебетСодержание хозяйственной операцииКредит
26Оказана клиенту услуга (без НДС)76, 60
19Отражается НДС76, 60
50, 51Получена оплата за услуги60, 76
68Предъявлена к вычету сумма НДС19
90Списываются расходы на себестоимость продаж26

Основные средства

ДебетСодержание хозяйственной операцииКредит
1Поступили на баланс основные средства, полученные от поставщиков60
60Оплачены выставленные счета51
7Отражены сопутствующие расходы60, 76
07,19/1Отражены все налоги и сборы68
91/2Проданы основные средства1
6291/1
51Перечислены средства от покупателя62
91/2Начислен НДС68
2Списана начисленная амортизация1

Закрытие года

ДебетСодержание хозяйственной операцииКредит
90/9Закрывается счет №9090/2, 90/4, 90/8
90/190/9
84Полученный убыток99
99Полученная по итогам года прибыль84
91/9Закрывается счет №9191
9991/9

Налоги и госпошлины

ДебетСодержание хозяйственной операцииКредит
68Перечисление государственной пошлины51
99Начисление налога на прибыль68
70Удержан налог на доходы физических лиц68
68Перечисление налогов в бюджет51
91/2Начислен транспортный налог68
90/3, 91/2Начислен НДС при продаже68, 76
68Уплачен НДС51

Эквайринг

ДебетСодержание хозяйственной операцииКредит
62Реализация товара90/1
90/3Учитывается сумма НДС68/3
57Закрываются расчеты с покупателем (передаются документы банку-эквайеру)62
57Отражается полученная выручка от покупателя, оплатившего товар платежной картой90/1
51Получены деньги от банка-эквайера57
91Списаны сопутствующие расходы57
96Возврат товара62
20/1Банк получил от покупателя заявление57
57Перечислены средства51
57Корректируется комиссия, начисленная банком91