Какие документы необходимо запросить у контрагента перед заключением договора?
Согласно п.2 статьи 54.1 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу или сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами при соблюдении одновременно следующих условий:
- Основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога.
- Обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Учесть расходы и получить вычет бизнесмен не сможет, если налоговая служба выяснит, что контрагент не имеет средств для проведенной операции. В таком случае необходимо проверить агента перед заключением договора.
О способах проверки контрагентов читайте в статье Проверка контрагента.
Какие документы запросить?
Чтобы быть полностью уверенным, что Ваш контрагент чист, запросите у него следующие копии документов:
- Устав.
- Свидетельство о государственной регистрации (или Лист записи ЕГРЮЛ).
- Свидетельство о постановке на налоговый учет.
- Протокол общего собрания участников о назначении директора (или решение единственного участника).
- Вторая и третья страницы паспорта руководителя.
- Бухгалтерская отчетность.
- Справка об отсутствии задолженности перед бюджетом.
- Лицензия, свидетельство о допуске к работам, если это необходимо для деятельности контрагента.
- Доверенности на право подписи счетов-фактур и товарных накладных.
Образец запроса документации о контрагенте. Файл *doc (Word), размер файла 43 КБ.
Образец запроса документации о контрагенте. Файл *doc (Word), размер файла 43 КБ.
Заключение договора
Для того, чтобы застраховаться от недобросовестного контрагента, можно включить в договор дополнительные пункты, подтверждающие финансовую состоятельность контрагента или любой другой пункт, на который согласится партнер.
Если контрагент не захочет заложить гарантии в договор, то стоит подумать - работать с ним или нет. Также гарантии, прописанные в договоре могут помочь в возвращении вычетов и расходов, если налоговая их снимет.
Договор подрядаДоговор подряда можно составить, как и обычный договор (см. выше). Также в него можно включить пункты о согласовании субподрядчиков с Вами, пункт о предоставлении всей необходимой информации о субподрядчиках и другое.
Условие о субподрядчиках стоит добавлять, если заказчик по факту будет его выполнять.
Доказательство выполненных работ
При работе с новыми (да и со старыми) контрагентами сохраняйте как можно больше документов, информации и доказательств того, как работы выполнялись, кем они выполнялись и все остальное. При проверке налоговой важен тот факт, что покупатель реально получил товары или результаты работ.
Если контрагент привлекал третьих лиц, то важны документы и показания, которые подтверждают их отношения непосредственно с контрагентом, действия на основании договоров с ним. Для перевозки товаров на проверке пригодятся, например, транспортная накладная, доверенности на получение ТМЦ. Для подряда — акты с указанием конкретных субподрядчиков, дефектные ведомости, журнал регистрации транспорта и посетителей и т.д.
Также это могут быть заявки заказчика на допуск транспорта и работников подрядчика или субподрядчиков, пропуска для них, протоколы производственных совещаний с участием представителей подрядчика, переписка с подрядчиком о согласовании субподрядчиков.