Как открыть свой бизнес с нуля: Салон красоты

Как открыть свой салон красоты

Найти идеи для бизнеса с нуля не так уж сложно, достаточно ввести такой запрос в поисковую систему. Но окажется ли выбранная идея работоспособной, еще вопрос. Если вы только думаете о том, с чего начать бизнес, то выбирайте уже проверенные направления. Мы расскажем вам об одной из такой бизнес идеи с нуля - как пошагово открыть салон красоты с получением всех разрешений. Больше актуальной информации о салонном бизнесе вы можете узнать из книги « Салон красоты: как открыть свой бизнес с нуля».

Что такое салон красоты

Закон не выделяет такого направления бизнеса, как салон красоты, но устанавливает требования к организации парикмахерских и косметических услуг, причем, довольно жесткие. Дальше мы расскажем о них подробнее, а пока разберемся, какая классификация салонов существует на практике.

Критерии отнесения салона красоты к одной из категорий основаны на перечне и прейскуранте услуг бьюти-предприятия, квалификации мастеров, общем уровне сервиса, месторасположении. На практике различают три категории салонов красоты, хотя границы их классификации не всегда будут четкими.

  1. Салоны эконом-класса предлагают традиционный перечень услуг, не требующих больших затрат для их оказания: простые стрижки, окраска и завивка волос, маникюр, изредка педикюр. Цены на услуги здесь достаточно низкие. Так, стоимость обычной стрижки без укладки не превышает 500 рублей, а некоторые заведения удерживают минимальную цену на психологической отметке 199 рублей. Располагаются салоны эконом-класса в приспособленных помещениях спальных районов, на первых этажах многоэтажек, в бывших домах быта и т.д. При этом, из-за дешевизны услуг загруженность таких салонов достигает 60-65%, т.е. хороший оборот достигается за счет потока клиентов, а не за счет размера среднего чека.
  2. Салоны бизнес-класса, в дополнение к процедурам с волосами, предлагают услуги массажного и косметического кабинетов, визажа, солярия. Мастера ногтевого сервиса делают не просто обычный маникюр, а наращивание и дизайн ногтей. Обычная стрижка (конечно, выполненная квалифицированным мастером) будет стоить уже в два раза дороже, чем в эконом-классе – 900-1000 рублей. Организация услуг такого уровня требует создания условий для их оказания: использование профессиональной косметики и инструментов, хороший ремонт, прием по записи, вежливый и опрятный персонал, тщательно соблюдение санитарных требований, наличие парковки. Для близости к клиентам салоны бизнес-классы открывают в торговых комплексах, крупных офисных центрах, в центре города. Загруженность этих заведений достигает 35-50% рабочего времени.
  3. Салоны премиум-класса ориентированы на эксклюзивное обслуживание, поэтому открывают их далеко не в каждом городе. Часто эти салоны авторские, т.е. работают под руководством известных мастеров, участников чемпионатов и международных конкурсов. Клиентами занимаются не просто парикмахеры, а стилисты и визажисты, которые формируют красивый законченный образ. Расценки на услуги таких салонов не всегда указываются открыто, если говорить о стрижке, то она может стоить от 3000 рублей и выше. Из всего рабочего времени занято не более 20-30%, но учитывая, что клиент оставляет здесь не одну тысячу рублей, оборот может быть достаточно высоким.

От выбранного класса салона красоты зависит многое: затраты на открытие, подбор места расположения, уровень персонала, каналы рекламы, и др. Если вас заинтересовало, как открыть свой бизнес с нуля в этой сфере, то изучите конкурентов, работающих в этом же классе.

Анализ конкурентов салона

Конкуренты у вас обязательно будут, и это хорошо. Давно и успешно работающие конкуренты – это признак того, что услуги в сфере красоты востребованы, и клиенты готовы за них платить. Помните, что каким бы большим не было заведение конкурента, он не может охватить потребности всех клиентов, ведь чтобы сделать стрижку или маникюр, потребуется около часа.

Мерой насыщения рынка в сфере услуг считается одно работающее заведение на 1 000 человек. В России этот уровень еще далеко не везде достигнут. Кроме того, вы всегда можете заполучить постоянную клиентуру за счет более высокого сервиса, качества обслуживания, использования постоянно появляющихся новинок в этой индустрии.

Чтобы изучить работу конкурентов, посетите заведения под видом интересующегося клиента. В реалии часто все выглядит совсем не так, как в рекламе или чьих-то рассказах. На что, в первую очередь, обращать внимание? Сравнивать работу разных салонов можно по следующим важным критериям:

  • расположение и интерьер;
  • наличие или отсутствие рядом другого подобного заведения;
  • количество кресел для обслуживания;
  • ассортимент услуг;
  • расценки на услуги;
  • квалификация и вежливость персонала;
  • соблюдение санитарных требований и др.

Практически всегда в работе конкурентов можно найти то, что вы можете улучшить. Не пренебрегайте этим анализом. Если же у вас есть такая возможность, то перед тем, как открыть свой бизнес с нуля в этой сфере, закажите маркетинговое исследование. Тогда вы будете представлять, на какую аудиторию вы можете рассчитывать, какой перечень услуг будет востребованным и по каким ценам их можно оказывать.

Требования к организации парикмахерских и косметических услуг

Перед тем, как открыть салон красоты, изучите СанПиН 2.1.2.2631‑10 от 18 мая 2010 года № 59, его можно найти в свободном доступе в интернете. Этот документ устанавливает требования к организации услуг в этой сфере, в частности:

  • наличие отдельного помещения или оборудованного места для очистки и дезинфекции инструментов;
  • специализированные кабинеты для обслуживания клиентов (косметический, массажный, маникюрный, солярий, для татуажа) должны располагаться отдельно друг от друга;
  • наличие подсобных и вспомогательных помещений (гардеробная, санузел, кладовая, для хранения инвентаря, мусора и остриженных волос);
  • использование для обслуживания клиентов только одноразового белья, если белье многоразовое, то его допускается стирать по договору с прачечной или в собственном отдельно оборудованном помещении;
  • многоразовые инструменты после каждого клиента должны быть вымыты, продезинфицированы и храниться в специальных боксах с ультрафиолетовым излучением.

До 2014 года СанПиН устанавливал также требования к площади помещений салона, например, зал ожидания клиентов должен иметь не менее 6 кв. м, а парикмахерский зал - не менее 15 кв. м. Сейчас этих требований нет, но учитывая необходимость разделения рабочих и подсобных помещений, для размещения салона эконом-класса на 5 кресел потребуется не менее 50 кв. м.

Самое сложное перед тем, как начать свой бизнес с нуля в сфере красоты, это получить разрешения от госорганов. Далеко не все помещения годятся для того, чтобы открыть салон красоты. Прежде чем решать вопрос с собственником, обратитесь в местное отделение СЭС и МЧС. Чтобы получить положительные заключения этих служб, надо подготовить технологический проект помещения в трех частях - электрика, вентиляция, канализация. Параллельно узнайте в местной администрации, будет ли вам выдано разрешение на открытие. Если помещение не удовлетворяет требованиям, то и начинать в нем ремонт или завозить оборудование нет смысла.

Что касается лицензии, то она нужна только для некоторых манипуляций:

  • косметологические услуги;
  • любые массажи, в том числе простые массажи лица, шеи, головы;
  • пирсинг, татуаж, пилинг с повреждением кожного покрова;
  • солярий, если в паспорте оборудования указано, что это изделие медицинской техники.

Лицензионные требования к организации таких услуг приведены в постановлении Правительства от 16 апреля 2012 года № 291. Если же в вашем ассортименте услуг будут только стрижки, окраска и завивка волос, маникюр и педикюр, визаж, то лицензия не требуется.

Расходы на открытие

Если вы думаете о том, как открыть свой салон красоты с нуля с чего начать, то вас интересует, сколько стоит открытие такого бизнеса. Суммы вложений зависят от многих факторов: класс бьюти-предприятия, ассортимент услуг, количество кресел, численность работников, расходы на пользование и содержание помещения и др.

Приведем пример затрат для организации салона эконом-класса в небольшом городе на 5 парикмахерских кресел и 1 маникюрное. Учтем, что по санитарным нормам, на одно рабочее место мастера должно приходиться не менее трех комплектов инструментов.

Наименование статьи расходов

Стоимость, рублей

Оборудование парикмахерского зала (мебель, зеркала, сушуар, рециркулятор воздуха, стерилизатор)

150000

Инструменты для мастера (ножницы, бритвы, расчески, бигуди, кисти, фены, зажимы, распылители и пр.)

50000

Оборудование маникюрного кабинета (мебель, лампы, сушилка, инструменты)

37200

Косметика, препараты, расходные материалы

25000

Оборудование вестибюля с зоной ожидания клиентов

43500

Обустройство подсобных помещений

25000

Аренда помещения на два месяца

60000

Реклама

15000

Резерв для выплаты зарплаты на месяц работы

80000

Налоги в месяц

(разнятся в зависимости от налогового режима)

10000

Другие расходы

30000

Итого:

525700

В некоторых случаях, например, при наличии собственного помещения, расходы могут быть меньше. Но если говорить о затратах на закупку профессиональных материалов и оборудования, на привлечение квалифицированных мастеров, на создание условий для клиентов, то здесь лучше не экономить. Если уровнем обслуживания останутся недовольны ваши первые клиенты, то вряд ли это можно назвать хорошим началом бизнеса. В этом случае вы рискуете не вернуть даже небольшие вложения.

Организационные вопросы

На то, станет ли ваш бизнес успешным, влияют и другие факторы. Самые важные из них - это организационно-правовая форма (ИП или ООО) и система налогообложения. В этой таблице мы собрали основные отличия ИП или ООО, которые помогут вам сделать свой выбор.

ИП

ООО

Регистрация на одного человека

ООО могут создать от 1 до 50 учредителей

Госпошлина за регистрацию всего 800 рублей, уставный капитал не требуется.

Госпошлина за регистрацию 4 000 рублей, минимальный размер уставного капитала 10 000 рублей

Предприниматель обязан платить за себя страховые взносы, даже если не ведет деятельность или она убыточна. В 2017 году минимальная сумма взносов - 27 990 рублей.

Если участник ООО не оформлен в штат, за него не надо платить страховые взносы.

Ответственность по долгам ИП переходит на всего на все имущество физического лица. Закрытие ИП не прекращает его задолженности перед партнерами и бюджетом.

Участник ООО отвечает по долгам компании в пределах доли в уставном капитале. Кредиторы могут привлечь собственника. к субсидиарной ответственности за счет личного имущества, если докажут, что к неплатежеспособности фирмы привели его действия или бездействие.

Суммы штрафов на ИП значительно меньше, чем на ООО.

Штрафы налагаются на ООО и на его руководителя. Размеры санкций могут достигать миллиона рублей.

Доход от бизнеса можно получать в любое время. ИП вправе без ограничений снимать деньги со счета или кассы для личных нужд. Дополнительного налога за это не взимается.

Получение прибыли от бизнеса возможно не чаще раза в квартал. При получении дивидендов учредитель обязан уплатить 13% НДФЛ.

Снятие с налогового учета занимает всего 5 рабочих дней. Можно закрыть ИП с долгами, которые все равно придется отдавать.

Официальная ликвидация ООО без долгов занимает около двух месяцев, но учредитель может продать долю или выйти из фирмы.

Какую систему налогообложения выбрать для салона красоты

Чтобы не разориться на налогах, надо знать системы налогообложения для малого бизнеса в России. Предварительный расчет налоговой нагрузки на разных режимах лучше поручить грамотному бухгалтеру, но бизнесмен сам должен иметь общее представление о налоговых ставках.

Налоговый режим

Ставка налога

Что облагается налогом

ОСНО

20% (ООО) или

13% (ИП) плюс НДС (18%)

Прибыль и добавленная стоимость

УСН Доходы

6%

Все полученные доходы

УСН Доходы минус расходы

от 5% до 15%

Доходы, уменьшенные на расходы

ЕНВД

15%

Вмененный доход

ПСН (только для ИП)

6%

Потенциально возможный доход

Перейти на льготные режимы надо в короткие сроки:

  • уведомление о переходе на УСН - не позже 30 дней после регистрации ИП или ООО;
  • уведомление о переходе на ЕНВД - в течение 5 дней после начала реальной деятельности;
  • заявление на патент можно подать одновременно с документами на регистрацию ИП или за 10 дней до начала действия патента.

Если вы не заявили о переходе на льготный режим, то вам придется работать на ОСНО с самой высокой налоговой нагрузкой. Не откладывайте решение этого вопроса, ведь если этого не сделать вовремя, изменить систему налогообложения можно будет только с нового года.

Поэтапный план открытия салона красоты

В заключение предлагаем вам пошаговый план, как открыть свой бизнес с нуля в направлении парикмахерских и косметических услуг.

  1. Проанализируйте деятельность конкурентов, подумайте, в чем вы можете стать лучше. Если есть возможность, то перед тем, как начать свой бизнес с нуля, закажите маркетинговое исследование для определения потребностей вашей целевой аудитории.
  2. Выберите несколько вариантов подходящих помещений, узнайте об их соответствии требованиям СЭС, МЧС и возможности получить разрешение на открытие от местной администрации.
  3. Проведите собеседования с кандидатами на работу в салоне. Хорошие мастера привлекут к вам постоянных клиентов, если же уровень обслуживания окажется низким, то ваш бизнес вряд ли выдержит конкуренцию.
  4. Изучите предложения поставщиков оборудования, инструментов, косметики, расходных материалов. Приобретайте только сертифицированные товары, помните, что вы несете перед клиентом ответственность за использование нелегальной продукции.
  5. Решите, в какой организационно-правовой форме (ИП или ООО) вы начнете реализацию бизнес идеи с нуля.
  6. Закажите у бухгалтера или рассчитайте самостоятельно суммы налогов, которые вам придется платить на разных режимах. Не забывайте о сроках перехода на спецрежимы, если вы не сделаете этого вовремя, то придется работать до конца года на ОСНО, а это режим с самой большой налоговой нагрузкой.
  7. Подсчитайте, какие вложения необходимы для создания собственного дела и сделайте предварительный расчет окупаемости.

Читайте также:

Эту статью я написал с помощью книги «Салон красоты: как открыть свой бизнес с нуля». Выкладываю её тут в PDF с разрешения авторов. Можете свободно скачивать и читать. Там более подробно. Также у них(regberry.ru) есть и другие книги подобной тематики.