Бизнес-идеи с нуля: как открыть кафе

Как открыть своё кафе

Если вы интересуетесь тем, как открыть свой бизнес, и изучаете идеи для бизнеса с нуля, то с большой вероятностью вас привлечет сфера общепита. Это направление кажется интуитивно понятным, ведь каждый из нас не раз становился клиентом ресторана или кафе. И все же, прежде чем начинать реальные действия, следует узнать о том, что нужно, чтобы открыть кафе. А для тех, кто уже изучил азы и твердо решил начать свой ресторанный бизнес, рекомендуем узнать нюансы и тонкости сферы общепита, скачав книгу Кафе: как начать свой бизнес с нуля" (бесплатно до конца месяца).

Сколько расходов потребуется на открытие кафе

Ответ на вопрос, как начать свой бизнес с нуля, совсем не означает, что вам не придется вкладывать в развитие дела деньги, время, ресурсы. Хотя принято считать, что оказание услуг требует меньших вложений, чем организация производства или торговли, но так бывает не всегда. Перед тем, как открывать точку общепита, надо подсчитать примерные расходы, что мы и предлагаем сделать в этой статье.

С чего начать бизнес при открытии кафе, если у вас нет ни помещения, ни мебели, ни оборудования, что называется, с нуля? В первую очередь затраты на открытие зависят от категории вашего заведения. Требования к организации общественного питания установлены ГОСТом 50762‑2007, который выделяет рестораны, столовые, закусочные, бары, буфеты, кофейни, кафетерии и собственно кафе.

Основная статья расходов, если не считать затрат на аренду или покупку помещения, это – оборудование и мебель вашего кафе. Комплектность оборудования зависит от того, что вы будете предлагать своим гостям. Дешевле всего обойдется организация летнего кафе, где столики располагаются на улице, а кухня позволяет подавать только скромный ассортимент меню: холодные и горячие напитки, легкие салаты, бутерброды, готовую выпечку, мороженое.

Сейчас производители кухонного оборудования предлагают готовые решения, состоящие из минимального набора необходимой техники, недорогой мебели и посуды для определенного количества посетителей. Так, расходы на комплектацию обычного кафе летнего типа на 20 человек (5 столиков) составят около 450 тысяч рублей.

Это, конечно, не все необходимые расходы на открытие. В таблице вы увидите, что вам еще потребуется перед тем, как открыть кафе с нуля.

Статья расходов

Сумма

1

Оборудование, мебель, посуда

450 000

2

Закупка первоначальной партии продуктов и напитков

150 000

3

Налоги в месяц, в зависимости от выбранного режима

20 000

4

Оплата труда в месяц

75 000

5

Аренда помещения

30 000

6

Резерв непредвиденных расходов в месяц

25 000

7

Итого

750 000

В таблице не указаны расходы на приобретение онлайн-касс, потому что кафе при оказании бытовых услуг населению до 1 июля 2018 года могут не применять кассовый аппарат. Но если в ассортименте будет пиво и пивные напитки, то добавьте сюда еще 50 000 рублей для закупки кассы нового образца и постановки ее на учет. Итого, 800 000 рублей.

Так что, не располагая суммой около миллиона рублей, будет трудно начать реализацию бизнес идеи с нуля в сфере общепита.

Выбор помещения

Другой важный вопрос, который надо решить перед тем, как открыть свое кафе, это выбор помещения. Помещение должно удовлетворять следующим главным условиям:

  1. Обеспечивать хорошую посещаемость заведения;
  2. Соответствовать требованиям санитарных служб и Роспожнадзора;
  3. Находиться в собственности или долгосрочной аренде.

Если говорить о посещаемости, то для обычного кафе чаще всего выбирают места с высокой проходимостью: центральные улицы, вокзалы, крупные торговые и офисные центры. Нишевые кафе, т.е. имеющие тематическую направленность (караоке-бар, домашняя кухня, детское кафе с возможностью проведения праздников, пивной бар и др.), могут работать в других местах. Но чтобы посетители приходили сюда целенаправленно, потребуются расходы на рекламу и время на раскрутку, поэтому для начинающих бизнес идеи с нуля мы такой вариант не рекомендуем.

Выбором помещения, которое находится в проходном месте, дело не ограничивается. Для интересующихся, как открыть кафе с нуля, неприятным сюрпризом оказывается трудность получения разрешения на открытия от СЭС и МЧС.

Особенность оказания услуг в общепите – строгое соблюдение санитарных требований как на этапе открытия, так и в процессе деятельности. Это и понятно, готовая пища – продукт скоропортящийся. Если в продуктах, напитках, на посуде окажется инфекция, то учитывая количество клиентов, последствия могут серьёзными. Репутация кафе после этого страдает безвозвратно, плюс есть риски наложения штрафов и закрытия заведения санэпидстанцией.

Прежде чем заключить договор аренды на помещение, необходимо подготовить технологический проект, который включает в себя план размещения оборудования и привязки его к электричеству, воде, канализации, вентиляции. На основании такого проекта и предварительного согласования с местной администрацией, надо обратиться в СЭС и Пожнадзор для получения заключений от них.

Требования к обустройству помещения зависят от многих факторов, поэтому общих рекомендаций здесь нет. Главное – не стоит вкладываться в открытие кафе, пока вы не получите предварительное добро от этих служб, иначе может оказаться, что все расходы окажутся напрасными. Если для вас самостоятельное получение разрешений и согласований кажется невозможным, стоит обратиться за услугой в организации, которые оказывают помощь в этом вопросе.

И наконец, третий важный критерий выбора подходящего помещения – это решение вопроса с собственником. Редко бывает так, что кафе открывается в собственном помещении, чаще всего места с удобным расположением приходится арендовать. Обычно владельцы недвижимости с неохотой идут на заключение долгосрочного договора аренды, объясняя это нежеланием регистрировать его в госорганах.

Однако для вас заключение аренды всего на 11 месяцев – это большой риск. За это время даже вложенные затраты могут не окупиться, не говоря уже о получении прибыли. Предложите арендодателю возместить расходы на госрегистрацию договора (2 000 рублей для физлица и 22 000 рублей – для организации). Кроме того, в ваших интересах настоять на включение в договор условия о преимущественном праве аренды или последующем выкупе.

Поставщики напитков и продуктов

Напитки и продукты для посетителей должны иметь сопроводительные документы (накладные и сертификаты соответствия). Закупать продукцию в супермаркетах или на рынках дороже, чем оптовые партии, кроме того, вы не сможете получить от розничных продавцов необходимые документы.

С точки зрения налогообложения, если товары приобретаются для дальнейшей реализации, то должен оформляться договор поставки, в противном случае вы не сможете подтвердить свои расходы на закупку.

Найдите оптовые базы, которые имеют в ассортименте все необходимое для вас, изучите условия работы с ними. Для новых клиентов крупные поставщики не всегда предлагают хорошие цены (например, требуют определенной минимальной суммы закупки), но в любом случае, официальная работа предпочтительнее.

Что регистрировать: ИП или ООО

Как открыть свой бизнес с нуля – в формате ИП и ООО? Эти организационно-правовые формы существенно различаются между собой, поэтому выбор надо делать взвешенно. В таблице собраны основные отличия ИП и ООО, на которые надо обращать особенное внимание.

Индивидуальный предприниматель

Общество с ограниченной ответственностью

Зарегистрировать ИП можно только на одного человека, официальное партнерство здесь невозможно.

В ООО может быть до 50 партнеров – физических или юридических лиц, но большинство фирм в России регистрирует единственный учредитель.

Госпошлина за регистрацию составляет всего 800 рублей, уставный капитал вносить не требуется.

Госпошлина за регистрацию равна 4 000 рублей, в течение 4-х месяцев надо внести уставный капитал (минимальный размер – 10 000 рублей)

Каждый предприниматель, даже если он не ведет деятельность или не имеет прибыли, должен платить за себя страховые взносы. В 2017 году минимальная сумма взносов равна 27 990 рублей, при доходах свыше 300 000 рублей в год дополнительно выплачивается 1% с оборота.

Если учредитель не оформлен в штат по трудовому договору, то за него не надо платить страховые взносы, но и пенсионный стаж ему не начисляется.

Если ИП имеет долги, то кредиторы могут требовать их уплаты за счет личного имущества, которое не применялось в бизнесе (кроме единственного жилья). Закрытие ИП не снимает задолженности по бизнесу, долги все равно придется отдавать.

Учредитель отвечает по долгам ООО в пределах внесенного уставного капитала. Однако, если кредиторы докажут, что к невозможности рассчитаться по долгам привели действия собственника, то на него может быть возложена субсидиарная ответственность за счет личного имущества. После ликвидации ООО никакие претензии к учредителю невозможны.

Вести деятельность в формате ИП значительно проще – не надо вести бухучет и корпоративную документацию.

ООО трудно работать без бухгалтера, значительно больше отчетность, любой важный шаг в деятельности надо оформлять решениями, протоколами, приказами.

Значительно меньше (в несколько раз по сравнению с ООО) суммы штрафов, ниже интерес проверяющих

Высокие штрафы, которые налагаются не только на ООО, но и на руководителя

Деньги от бизнеса можно получать в любое время со счета или кассы ИП без дополнительного налогообложения.

Законное получение прибыли от бизнеса возможно только в виде дивидендов – не чаще раза в квартал и после уплаты учредителем НДФЛ в размере 13%.

Доступны не все виды деятельности, например, нельзя продавать крепкий алкоголь и вино. В 2017 году депутаты предлагают запретить предпринимателям и продажу пива, но пока этот запрет не действует.

Нет ограничений в видах деятельности, некоторые клиенты выбирают именно ООО, как более престижную форму организации бизнеса.

Сняться с налогового учета можно всего за 5 дней, но долги по налогам, взносам и перед контрагентами придется отдавать и после закрытия ИП.

Ликвидация ООО без долгов занимает около двух месяцев, но можно не закрывать компанию, а продать ее.

Вывод можно сделать следующий: если вы открываете небольшое кафе, в котором не планируете продавать алкоголь, то проще вести деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. При необходимости расширить бизнес вы всегда можете быстро сняться с учета ИП и зарегистрировать фирму.

Система налогообложения

Вопрос, который надо изучить еще до открытия – на какой системе налогообложения будет работать ваше кафе? Дело в том, что если вы не сделаете заранее расчет налоговой нагрузки и не подадите заявление о переходе на один из льготных режимов, то, по умолчанию, будете работать на общей системе налогообложения (ОСНО). Приводим краткий обзор систем налогообложения в России.

Налоговый режим

Ставка налога

Что облагается налогом

ОСНО

20% (ООО) или

13% (ИП) плюс НДС (18%)

Прибыль и добавленная стоимость

УСН Доходы

6%

Все полученные доходы

УСН Доходы минус расходы

от 5% до 15%

Доходы, уменьшенные на расходы

ЕНВД

15%

Вмененный доход

ПСН (только для ИП)

6%

Потенциально возможный доход


Общая система налогообложения – самая невыгодная для малого бизнеса. Она оправдана, только если вы планируете обслуживать корпоративных клиентов (крупные или бюджетные предприятия и организации), для которых имеет значение возврат НДС.

Перейти на УСН надо успеть в течение 30 дней после регистрации, в следующий раз такая возможность представится только с нового года. Кроме того, подать заявление на УСН, а также на патент можно вместе с документами на регистрацию, если вы подаете их в ту же инспекцию, где будете стоять на учете. Если вы выбрали ЕНВД, то в течение 5 дней после регистрации должны подать заявление в инспекцию по месту деятельности.

Предварительный расчет налоговой нагрузки на разных режимах может сделать любой грамотный бухгалтер. Не откладывайте решение этого вопроса, ведь правильный выбор режима позволяет законно снизить суммы налогов для уплаты в бюджет, а они на разных режимах отличаются в разы!

Поэтапный план открытия кафе

Подведем итоги - как открыть свой бизнес с нуля, если вас привлекает сфера общепита. Вот самые важные шаги, которые помогут вам стать успешным предпринимателем:

  1. Подберите несколько вариантов помещений в местах с хорошей посещаемостью и узнайте о возможности получение положительных заключений от СЭС, Роспожнадзора, местной администрации.
  2. Продумайте организацию вашей точки общепита (оборудование, мебель, посуда, меню) и подсчитайте предварительные расходы на открытие.
  3. Сделайте расчет окупаемости кафе. Такой расчет можно сделать на примере конкурентов, изучив стоимость среднего чека и посещаемость похожего заведения.
  4. Выберите организационно-правовую форму: ИП или ООО.
  5. Закажите или рассчитайте сами налоговую нагрузку на разных режимах. Часто неудача в решении вопроса, как открыть свой бизнес с нуля, связана с тем, что новички не знают о своем праве использовать льготные системы налогообложения для малого бизнеса. В результате, кафе с самого создания работает на ОСНО, т.е. с максимальной налоговой нагрузкой.
  6. Изучите ассортимент нескольких оптовых поставщиков, чтобы выбрать самые выгодные для вас условия поставки продуктов и напитков.

Читайте также:

Эту статью я написал с помощью книги «Кафе и ресторан: как открыть свой бизнес с нуля». Выкладываю её тут в PDF с разрешения авторов. Можете свободно скачивать и читать. Там более подробно. Также у них(regberry.ru) есть и другие книги подобной тематики.